13.10.2018 09:40
Культура

Марк Захаров отмечает юбилей

Марк Захаров отмечает юбилей
Текст:  Валерий Кичин
Российская газета - Федеральный выпуск: №229 (7692)
Он всегда выходил на финальные поклоны стремительно, с деловым выражением лица и ни в коем случае не улыбаясь. Он в эти минуты закоренелый скептик. И это всегда изумляет: только что просмотренный спектакль ставил безусловный романтик. Марк Захаров любит такой маскарад, потому что при всей публичности он очень закрытый человек. Друзья зовут его Мрак Анатольевич.
Читать на сайте RG.RU

Он редко улыбается и в деловых беседах - в интервью, к примеру. Знает, что шутка не действует, когда сам рассказчик над нею смеется. Знает, как важно быть серьезным. И с мрачным видом излагает свои мысли так остроумно и с такой изощренной витиеватостью, что собеседнику легко и хорошо. Словно смотришь блестящий и забавный, но глубокий и умный спектакль.

Владимир Урин: Мы принципиально не повышаем цены на билеты

Глубоко в душе он оптимист. Но печальный. Он ведь имеет дело с мировой драматургией - а ее пишут умнейшие люди, досконально изучившие природу человека и заложенные в нем ловушки. Жизнь научила его быть собранным, концентрировать мысли в кулак. Быть осмотрительным и политичным в декларациях - чтобы иметь возможность потом все главное сказать языком искусства. Все будут смеяться и радоваться, а умный еще и поймет. За это счастье взаимного понимания ему благодарны сотни тысяч людей, прошедших через его театр, и миллионы, впитавшие его кино.

Мир вперед двигают романтики - те, кто умеет вычерчивать проекты будущего

Он начал сильно: "Драконом" и "Карьерой Артура Уи" в бунтарском Студенческом театре МГУ. На спектакли стекалась вся Москва: эпохальный момент погружения Уи в ванну, когда тот боится ошпарить попу, был равновелик библиотеке научных исследований мировых диктатур. В 1967-м он поставил свое любимое "Доходное место" Островского в Театре сатиры - спектакль немедленно запретили: министра культуры Фурцеву смутила фраза "Мы не хотим брать взяток, хотим жить одним жалованьем!" - реплика противоречила национальным традициям. Спектакль исчез, но остался в легендах. Его герой лавировал по сцене в лабиринте конторских столов, петляя и путаясь - умение искать выход из лабиринтов и тупиков жизни потом пригодилось Захарову во всей его практике.

Когда Захаров возглавил Театр имени Ленинского комсомола, в сером здании на Малой Дмитровке царила разруха, в его намоленных стенах бродили тени гениев бывшего ТРАМа и, если вслушаться, гулко перекатывалось эхо ленинского "учиться, учиться и учиться". Всему нужно было учиться заново - и строить актуальный театр, и заманивать туда публику. Уже через год лишний билетик спрашивали за квартал. Гремел "Тиль" с Караченцовым и Чуриковой, одна за другой зажигались новые звезды и становились народными любимцами: Абдулов в военной драме "В списках не значился", Янковский "Автограде XXI", Шанина в "Юноне и Авось", Догилева в "Жестоких играх", новое дыхание обрели Фадеева и Збруев, в театр стали эмигрировать мастера уровня Татьяны Пельтцер, Евгения Леонова, Леонида Броневого. Талант тянется к таланту, и под крылом Захарова собралась коллекционная команда, энергичная и бездонно талантливая - равной ей не располагал ни один московский театр.

Мистика намоленных стен плюс романтический авантюризм главрежа давали в сумме фантастические плоды. Только вмешательством Провидения Захаров объясняет появление в репертуаре полупридушенного цензурой театра "Оптимистической трагедии", "Трех девушек в голубом" или первой в стране рок-оперы "Юнона и Авось" по либретто Андрея Вознесенского с музыкой Алексея Рыбникова. С этой рок-оперой театр продефилировал и по Европе, изумив аборигенов свободомыслием советского искусства.

Словом "романтика" теперь ругаются, но это временно: скептики приходят и уходят, а мир вперед двигают романтики - те, кто умеют вычерчивать проекты будущего. Верность романтике Захаров хранит и теперь, регулярно получая за это оплеухи от прогрессистов. Однажды уступил их наскокам, впустил на сцену спектакли модно циничного, но холодного и внутренне пустого режиссера. Они сошлись, волна и камень, лед и пламень: но нет - и размер не тот, и новомодный крой стал расползаться, едва экзерсисы оказались в контексте "Ленкома" - искреннего, страстного и настоящего.

Что посмотреть по ТВ к 85-летию Марка Захарова

Из дарований Захарова важнейшее - умение сотворить то эфемерное, что он называет "питательной средой". Александр Абдулов рассказывал мне, какое это счастье - встречать на репетициях столько талантливых людей. Видеть, как они импровизируют, пробуют роль на зубок, на изгиб, на излом, как ошибаются и смеются над ошибками, как "поджигают" друг друга, - и участвовать в этом процессе всеобщего азартного творчества. "Ленком" - образец того, чего нет в мировой практике и чем богата Россия: театр-дом, театр-семья, театр - братство талантливых единомышленников, понимающих друг друга с полуслова.

Невероятно, но очевидно: Захаров сумел выстроить и еще одно здание - по габаритам, сложности и общественному резонансу даже превосходящее театр. Он построил свой мир, свой жанр на экранах. Я бы назвал его "теа-кино": там много театральной условности, придается особое значение драматургии, музыке, и нужны первоклассные актеры. Семь фильмов, снятых Захаровым, - от "Двенадцати стульев" и "Обыкновенного чуда" до "Убить дракона" и "Дома, который построил Свифт" - стали любимейшей в народе классикой. В кино он утолял еще одну потребность натуры - жажду авантюр, морских просторов и ветров, какие не дуют из театральных кулис. Он написал сценарий фантастического фильма "Земля Санникова", стал соавтором "Звезды пленительного счастья" и придумал лучшее, что есть в фильме Владимира Мотыля "Белое солнце пустыни", то, что определило строй и стиль культовой картины, - письма красноармейца Сухова. Как бы между делом рассыпав там массу фраз, ставших народными афоризмами.

Времена пошли иные, общество впало в анемию и стало нечувствительным к сигналам искусства, театр перестал восприниматься как "кафедра", дискуссионный клуб или испытательный полигон моделей будущего, публика хочет развлекаться и отвлекаться. Так полагают многие, но не Марк Захаров. Он ставит Ерофеева, Сорокина, всегда современного Аристофана, ставит актуальное и заставляющее думать - и собирает полные залы. То, чем одарил человечество этот неулыбчивый человек скептического вида и романтической души, на самом деле бесценно: его искусство сберегает в нас надежду. Такой принцип: тревожить, но не бить по голове. Правду, одну только правду, но как там у Пушкина: "я сам обманываться рад". Это искусство востребовано всегда.

Из бесед с "РГ"

Марк Захаров:

...Как-то мои студенты показали фрагмент современной пьесы, где мама пьет, сын наркоман, и вообще ужас на ужасе. Я им сказал: ребята, у нас такая трудная жизнь, так много обрушивается негативной информации, и для обострения давайте сделаем так: отец живет с дочкой, а мама тоже наркоманка, и так мы доведем эту историю до логического конца. Больше мне ужасов не показывали. Есть известная формула: люди идут в театр удивляться не новым ужасам, а новой правде. Ужасов хватает на улицах, и напугать зрителя окончательно - я такой цели не ставлю…

...Есть закон: если человек весел за кулисами, то на сцене он тихий. И наоборот. Каким занудой был Аркадий Райкин! Евгений Леонов был самоед -- вечно сомневался в себе, в тебе, в пьесе... Настоящий комик бережет себя для того, чтобы выбросить энергию на сцене.

Кончаловский: Наш зритель заслуживает поддержки театрального искусства

...Я часто делаю глупости, но сохраняю важную физиономию. Даже завел в кабинете прозрачные двери - актеры проходят мимо и видят, как я обдумываю стратегические планы. А на самом деле в этот момент у меня, возможно, нет ни одной мысли в голове. И я как раз человек нерациональный, во мне бушует "авось", русские ширь и удаль, хотя намешано много всего - есть корни русские, татарские и еврейские. Романтизм, наверное, превалирует, даже иногда беспочвенный и бессмысленный. И радость бесшабашная, часто немотивированная.

...Был один эпизод, который я взял на вооружение как режиссер. На гастролях в Петербурге мы показывали "Женитьбу". В первом ряду сидел пьяный, вел себя тихо и вполне культурно. Но когда Броневой сказал, обращаясь с свахе: "Вам, матушка, это так не пройдет! Я пожалуюсь на вас в полицию!", - пьяный не выдержал и сказал ему: "И тебе это надо?". Публика промолчала, но артисты это хорошо запомнили. И я теперь эту фразу прикладываю к некоторым обстоятельствам из моей жизни и к некоторым предложениям, которые я получаю. В том числе и от средств массовой информации.

Драматический театр