В Аналитическом центре при правительстве РФ при участии главы минкомсвязи Константина Носкова состоялось первое обсуждение корректировок данного законопроекта, который был написан в 2016 году, когда о программе "Цифровая экономика" еще речи не шло.
Он должен ввести юридические понятия "облачных вычислений", "единой инфраструктуры электронного правительства" и установить минимальные требования к содержанию элементов инфраструктуры электронного правительства. В нем есть требования о поэтапном переходе органов власти к системе электронного правительства, в том числе и запрет на создание дублирующих информационных систем к 2024 году.
Модель, прописанная в законопроекте, разрешает оказывать через систему электронного правительства и коммерческие услуги, чтобы снизить расходы государства на инфраструктуру, напомнил статс-секретарь замминистра цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Олег Пак. Сейчас банки и другие коммерческие структуры пользуются этой системой бесплатно, но в перспективе их могут заставить за это платить.
Хотя были даже предложения о создании концессий для электронного правительства, чтобы снизить расходы госказны, но желающих пока не нашлось, так как сложно просчитать бизнес-модель в данной ситуации, отмечают эксперты.
Единственное, где можно было бы применить такой принцип частно-государственного партнерства - создание облачных сервисов. Для них, возможно, стоит написать отдельный законопроект, считает советник руководителя Аналитического центра Андрей Белозеров. Данные граждан хранят не только госструктуры. Они есть и у банков. Текущий состав инфраструктуры центров обработки данных не ограничивается федеральными органами, он распространяется и на региональные власти, банкоматы, которые подключены к системе. Это надо учесть, и на законодательном уровне прописать вопрос управления данными, чтобы исключить цифровую монополию оператора портала госуслуг, считает он.
Проект закона был согласован министерствами и есть общее согласие с нормами в законопроекте, но, по мнению Носкова, его нужно редактировать. Для этого будет создана специальная рабочая группа.
"Если воспринимать законопроект как образ будущего, того, как система должна быть устроена, то возникает вопрос: какие новые архитектурные решения мы увидим к 2024 году? Если же мы видим его как систему обеспечения безопасности данных и способ обеспечить функционирование критических элементов структуры электронного правительства, то тогда закон должен отвечать на вопрос, а что входит в критические элементы", - настаивает руководитель Аналитического центра при правительстве Владислав Онищенко.
По мнению Андрея Белозерова, надо учесть при корректировке законопроекта и те системы, которые только начали создаваться, а не только существующие сейчас порталы госуслуг разного уровня, многофункциональные центры "Мои документы". Например, национальная система управления данными сейчас проектируется и пока не включена в структуру электронного правительства, отметил он.