17.10.2018 20:01
Экономика

Страховщиков обяжут увеличить уставный капитал

Страховщики увеличат уставный капитал
Текст:  Евгения Носкова
Российская газета - Спецвыпуск: Страхование №233 (7696)
На страховом рынке сохраняется высокая концентрация - по данным ЦБ РФ, в первом полугодии 2018 года 80 процентов рынка приходилось на 20 крупнейших компаний.
Читать на сайте RG.RU

В ближайшее время рыночная доля "топов" может еще вырасти. C 1 января 2019 года вступят в силу новые требования к уставному капиталу страховщиков. Его минимальный размер будет поэтапно повышен со 120 до 300 миллионов рублей, а для занимающихся страхованием жизни - с 240 до 450 миллионов. Компании, занимающиеся перестрахованием, должны будут иметь капитал не меньше 600 миллионов рублей (сейчас - 450). А компании, занимающиеся ОМС, должны нарастить минимальный уставный капитал до 120 миллионов рублей к 2020 году.

В Центробанке "РГ" рассказали, что изменение требований к размеру минимального уставного капитала страховщиков направлено на повышение их финансовой устойчивости и платежеспособности. "Законом предусмотрен более чем трехлетний переходный период, в течение которого действующие страховые организации должны осуществить соответствующую докапитализацию. Полагаем данный срок достаточным для приведения деятельности страховщика в соответствие с требованиями действующего законодательства, - прокомментировали в Банке России. - Одновременно отмечаем, что на сегодняшний день уровень капитализации страхового рынка находится на достаточно высоком уровне, и законодательные изменения не окажут значительного влияния на ландшафт страхового рынка в целом".

Страховщики рассказали, какие авто принесли им максимальные убытки

Сегодня, как рассказали в ЦБ, без учета переходного периода новым требованиям не отвечает ряд страховщиков, на которых приходится менее 20 процентов сборов по рынку.

- Если говорить о страховом секторе в целом, то, на наш взгляд, его положение сравнительно стабильно, - полагает директор группы рейтингов финансовых институтов Аналитического кредитного рейтингового агентства (АКРА) Алексей Бредихин. - Основные игроки обладают достаточными ресурсами для преодоления среднесрочных рисков.

Новые требования к капиталу, как отметил эксперт, создают угрозу существованию небольшим страховым компаниям, которые не имеют возможности увеличить уставный капитал. Очевидно, что клиенты таких компаний будут переходить к более крупным страховщикам.

Минимальный капитал страховщиков к 2022 году вырастет до 300 миллионов рублей с нынешних 120

В последнее время новых страховых компаний на российском рынке практически не появляется. Наоборот, происходит постоянное сокращение количества компаний за счет ухода с рынка, а также объединения страховщиков. Так, на конец 2017 года, по данным ЦБ РФ, на рынке действовали 226 компаний, а к концу первого квартала этого года их осталось 223. Одна компания покинула рынок добровольно, остальные были лишены лицензии за нарушения законодательства.

В ЦБ рассказали, для кого ОСАГО может подешеветь

Количество участников рынка во втором квартале сокращалось быстрее, чем в первом, отмечают в Национальном рейтинговом агентстве (НРА). Всего по итогам первого полугодия были отозваны лицензии у 13 страховщиков, из них шесть компаний добровольно отказались от ведения деятельности. По данным ЦБ РФ, в реестре субъектов страхового дела на конец полугодия было зарегистрировано 210 страховых компаний (в том числе 41 страховщик ОМС), четыре специализированных перестраховщика и 12 обществ взаимного страхования.

- Появление новых компаний возможно в случае быстрого роста спроса на страхование, которого мы в настоящее время не ожидаем, - отметил Алексей Бредихин. - Даже в сегменте страхования жизни, показывающем высокие темпы роста, не произошло появления новых страховщиков. С точки зрения маржинальности наилучшие результаты у страхования имущества и банкострахования, однако новым компаниям довольно сложно войти в эти сегменты.

Сами страховщики считают, что если на рынке и будут появляться новые игроки, скорее всего, это будут не универсальные, а отраслевые компании.

Основные игроки рынка обладают достаточными ресурсами для преодоления среднесрочных рисков

- Например, специализирующиеся на страховании жизни, телемедицине или только на работе в онлайне, - привела пример генеральный директор "Уралсиб Страхование" и "Уралсиб Жизнь" Мария Мальковская. - Маржинальность страхового рынка зависит не столько от вида страхования, сколько от работы самого страховщика в области андеррайтинга. Любой, даже очень маржинальный сегмент, может стать убыточным при неверном подходе к работе страховой компании. Если выделять отдельные сегменты, то мы бы отметили наибольшую привлекательность таких видов, как страхование имуществам, грузов, каско.

По данным НРА, в последнем сегменте сохраняется высокий уровень конкуренции: здесь работают 100 компаний (из них только 64 компании заключили больше 200 договоров за полгода), а совокупная доля 10 крупнейших страховщиков автокаско составляет 85 процентов. 20 компаний имеют коэффициент выплат больше 100 процентов, однако для 13 из них доля автокаско в портфеле не превышает 5 процентов. Для остальных страховщиков этот сегмент рынка остается довольно прибыльным, отмечают в агентстве.

44 процента страхового рынка приходится на пять крупнейших компаний

Наиболее конкурентный сегмент - автострахование, полагает Алексей Бредихин. В нем нет явного лидера, который был бы на голову выше конкурентов. Также, по словам эксперта, сравнительно высока конкуренция в сегменте страхования жизни, а в остальных сегментах она достаточно ограниченна и нет предпосылок к ее усилению.

Мария Мальковская, наоборот, считает, что конкуренция на рынке усиливается, это подкрепляется и тем, что многие игроки покинули рынок либо свернули отдельные направления деятельности. Однако специфика этой конкуренции уже не завязана только на цене, как это было раньше.

Россияне рассказали, сколько готовы платить за страховку жилья

- Сейчас компании борются за каждого клиента и стараются не только продать ему полис, но и удержать его как можно дольше, - пояснила эксперт. - Поэтому конкурентоспособными будут компании, которые сейчас активно занимаются улучшением клиентского сервиса, разработкой дополнительных опций и возможностей, качеством процессов урегулирования. А также те, кто сможет без проблем выдержать регуляторную нагрузку и изменения в операционной деятельности, связанные с ней. Для клиента усиление конкуренции будет скорее положительным, поскольку компании будут предлагать действительно ценные и удобные продукты.

Тем временем страховщики по-прежнему лидируют среди всех нефинансовых организаций по числу жалоб клиентов. По данным ЦБ за август, на них приходится 61 процент всех жалоб (4,2 тысячи) - это на 1 п.п. больше, чем в июле. Подавляющее большинство жалоб связано с ОСАГО (81 процент), причем чаще всего клиенты недовольны тем, как страховая компания рассчитала коэффициент "Бонус-малус", от которого зависит стоимость полиса. На такие жалобы пришлось 54 процента.

Страхование