19.10.2018 16:16
Культура

Кристофер Олден поставит оперу "Три сестры" в Екатеринбурге

Кристофер Олден поставит оперу "Три сестры" в Екатеринбурге
Текст:  Татьяна Андреева Валерий Кичин
Российская газета - Федеральный выпуск: №242 (7705)
Знаменитый режиссер Кристофер Олден снова в России: он поставит в екатеринбургском театре "Урал Опера Балет" оперу современного венгерского композитора Петера Этвёша "Три сестры". Это будет премьера в России произведения, уже завоевавшего многие сцены мира.
Читать на сайте RG.RU
Кристофер Олден поставит оперу "Три сестры" в Екатеринбурге

Рассказывает директор театра Андрей Шишкин: "В театральных кругах мира много говорят об опере "Три сестры" - меня это заинтересовало. Ее премьера прошла в 1998 году в Лионе, она идет в Париже, Амстердаме, Буэнос-Айресе, Дюссельдорфе, Брюсселе, Вене, Будапеште, Гамбурге, ее включал в свою программу Эдинбургский фестиваль... Выяснилось, что Оливер Дохнаньи, наш главный дирижер, знаком с Петером Этвёшем, у которого в 2019 году юбилей - 75 лет. И стало ясно: звезды сошлись, первая в России постановка этой оперы будет наша! Этвёш приедет в Екатеринбург и, возможно, будет дирижировать одним из двух оркестров: один в оркестровой яме, второй - в арьере сцены на помосте. Музыка современная, трудная для исполнения, много речитативов. Но сложно - это значит интересно! В Нью-Йорке я встретился с Кристофером Олденом, и он согласился поставить у нас "Трех сестер". То, что режиссер такого масштаба будет с нами работать, очень важно для театра".

Опера Этвёша идет на русском языке, но не повторяет сюжет чеховской пьесы буквально: события повторяются несколько раз, увиденные глазами каждой из сестер. Она известна еще и парадоксальным решением композитора поручить все вокальные партии мужчинам, причем в ролях трех сестер и Наташи - контратеноры. Именно так была решена лионская постановка под руководством Кента Нагано, отсылающая к традициям японского театра Кабуки, где, как известно, играют только актеры-мужчины. Впрочем, автор предусмотрел и версию оперы, где партии сестер исполняют меццо-сопрано - этот вариант будет реализован в Екатеринбурге.

Чем удивит Большой театр своих поклонников в новом сезоне

На днях прилетевший из США Кристофер Олден представил театру и прессе свою концепцию спектакля. Предваряя показ, Генеральный консул Венгрии в Екатеринбурге Сергей Сюч сказал, что очень рад идее поставить оперу всемирно известного венгерского композитора, которого в России пока мало знают, и это прекрасно, что она впервые прозвучит здесь, в Екатеринбурге.

Следуя замыслу авторов либретто Петера Этвёша и Клауса Хенненберга, Олден намерен создать "сновидческий спектакль", где соединятся эпохи. Если вспомнить, что в новейшей премьере театра - балете "Приказ короля" Вячеслава Самодурова - одним из мотивов стала взаимосвязь эпох и жанров, путешествие сквозь время становится еще одним "ноу-хау" екатеринбургского театра.

Пьеса Чехова - о роли женщины в обществе, где доминируют мужчины

Рассказывает Кристофер Олден:

- Я очень рад вернуться в Россию после столь волнующей работы в Театре Станиславского и Немировича-Данченко. Опера, которую мы будем ставить в Екатеринбурге - создание фантастическое! Все последние годы я посвятил ее изучению, прослушал ее не менее сорока раз, и каждый раз открывал в ней нечто новое, которое постигаешь не сразу. И в музыке и в тексте либретто, которое не стремится буквально передать диалоги чеховской пьесы, - это переосмысление, перекомпоновка ее драматургического материала уже с позиций нового знания о чеховской эпохе и о том, как развивалась история в дальнейшем.

Я люблю Чехова. Мне было 17 лет, когда к нам в Нью-Йорк приехал на гастроли МХАТ, и я впервые посмотрел "Трех сестер", с той поры они со мною. Автор оперы Петер Этвёш - человек моего поколения, он жил в Венгрии советской эры, что не могло не отразиться в его музыке. И мы, наша постановочная команда, имели это в виду: композитор черпал свое вдохновение во многом из своего советского опыта. Поэтому нам было важно в его опере не только чеховское время, но и дальнейшее движение века уже после большевистской революции, и то, как все эти события резонируют сегодня. Поэтому в спектакле будут представлены три разных временных отрезка, сведенных воедино. Три сестры - три периода. Ирина - типичная представительница чеховских героинь и его эпохи. Маша - домохозяйка советской поры, где-нибудь в 60-е годы: сигарета, журнал "Бурда"… И Ольга - женщина нашего времени: деловой костюм, незамужняя и не заинтересована в отношениях, самостоятельная бизнес-вумен у ноутбука. И все они одномоментно на сцене. Персонажи чеховской пьесы живут в предреволюционные годы и много говорят о назревающих переменах: грядет великий новый мир! Автор оперы признавался, что с большой нежностью и ностальгией относится к надеждам и мечтам чеховских героинь, но, оглядываясь на происходившее потом, должен сказать: простите, Ирина, но ничто не изменилось. Люди всегда, поколение за поколением, с надеждой смотрят в будущее: вот оно придет, и все переменится. Но все просто повторяется.

В фестиваль-школе "Территория" показали "Ангела смерти" и "Клоунов"

Сегодня в США мы переживем волнующие времена: много спорят о месте, которое в мире занимают женщины. В западном мире они выполняют ту же работу, что мужчины, - и должны иметь равную с мужчинами зарплату, обладать теми же правами. В разгаре общественное движение Me Too. В этом смысле пьеса Чехова тоже очень интересна. Он всегда с симпатией относился к женщинам, старался понять их психологию, они в его рассказах и пьесах занимают важное место. И "Три сестры" - во многом о роли женщины в обществе, где доминируют мужчины, о том, как они пытаются реализоваться в этом мире. Вот такие идеи лежат в основе нашей постановки.

Теперь о том, как это будет осуществляться. Ведь мы руководствовались не только пьесой Чехова, но и либретто. А либретто оперирует фрагментами пьесы, их перетасовывает, меняет порядок событий - стремится передать дух, а не букву произведения. Важный момент: в спектакле будут два оркестра, и один из них - на сцене, точнее, над сценой, на помосте. Сама обстановка на сцене будет напоминать не дом, а скорее некое общественное место, где персонажи располагаются как в транзитном зале аэропорта. Каждая из сестер несет с собой часть своего личного пространства, но в него постоянно врываются мужчины с их собственными интересами, влечениями и страстями. А над всем этим, подобно року, - оркестр.

Мне здесь нравится, - сказал в заключение Кристофер Олден. - И я с волнением думаю о предстоящей премьере в этом замечательном театре, который на глазах становится одним из важнейших в России.

Из письма автора оперы Петера Этвёша:

"Для меня это событие долгожданное и волнующее: опера "Три сестры" впервые прозвучит в России, и произойдет это на сцене Екатеринбургского театра. Я желаю всем участникам постановки получить удовольствие от работы, удивить и вдохновить российского зрителя таким Чеховым, которого у вас еще не знают. До встречи в Екатеринбурге!"

Дирижер-постановщик будущего спектакля - Оливер Дохнаньи. Российская премьера "Трех сестер" пройдет в мае 2019 года, в год юбилея Петера Этвёша, одного из крупнейших композиторов века.

Музыкальный театр