Заседание правительства, на котором члены кабинета министров единогласно проголосовали за повышение, было экстренным и закрытым для журналистов. После того как решение было принято, премьер-министр Владимир Гройсман, с весны 2017 года говоривший, что повышение стоимости газа при его премьерстве не случится, заявил о неизбежности отказа от принципиальной позиции - в противном случае стране грозил бы дефолт. При этом Гройсман поставил себе в заслугу, что повышение произойдет только на 23,5 процента, а не на 60, как требовал МВФ. "Это то, что нам удалось невероятными усилиями достичь в результате этих переговоров", - пояснил он.
Буквально через несколько минут на сайте МВФ появилось сообщение пресс-службы о том, что фонд и украинские власти достигли соглашения об экономической политике в отношении нового 14-месячного соглашения "stand-by" (SBA), с запрошенным доступом к 3,9 миллиардам долларов. Однако деньги Киев получит только в следующем году, после рассмотрения и утверждения соглашения советом директоров МВФ, и после принятия Верховной Радой бюджета на 2019 год - об этом гласит сообщение. Полный текст соглашения между МВФ и правительством Украины не публикуется, но по ранее озвученной участниками переговоров информации, в документе, помимо стремления к "импортному паритету", будут помянуты и другие обязательства Киева перед фондом. Например, начало работы антикоррупционного суда - процесс, который официальным Киевом откровенно саботируется, а также "либерализация" рынка земли - еще один шаг, на который Порошенко пока не может решиться по политическим причинам.
Для рядовых украинцев решение правительства означает повышение счетов за ЖКХ - газ, горячую воду, отопление и электричество - минимум на 15-20 процентов. Так, если сегодня отопление стандартной двухкомнатной квартиры в Киеве стоит хозяевам 1,5 тысячи гривен (55 долларов) в среднем, то с ноября тепло в таком жилье обойдется уже в 1,9 тысяч гривен. Общая же переплата за услуги, в стоимость которых входит цена газа, как посчитали в украинском Фонде энергетических стратегий, в среднем составит около 1 тысячи гривен (40 долларов) ежемесячно.
Удар наносится не только по кошельку украинцев, но и по государственному бюджету. Дело в том, что сегодня около 60 процентов граждан Украины получают субсидии на оплату ЖКХ, что примиряет их с действительностью, но рост платежей почти пропорционально увеличивает количество соискателей такой помощи. По расчетам украинских экономистов, на субсидии в новом бюджете при существующих правилах их получения должно быть заложено почти 100 миллиардов гривен - примерно 3,5 миллиардов долларов, и эта цифра, как легко заметить, близка к размеру предложенного МВФ кредита. Однако в проекте бюджета на 2019 год правительство запланировало на эти цели только 55 миллиардов гривен (2 миллиарда долларов), и значит, количество получателей помощи от государства должно быть административно уменьшено: новые правила расчета субсидий, ограничивающие количество имеющих на это право, были приняты на том же экстренном заседании правительства. В рамках борьбы за сокращение субсидий Министерство социальной политики Украины открыло горячую телефонную линию, по которой украинцы смогут сообщить о знакомых и соседях, "неправомерно получающих социальную поддержку".
Впрочем, платить за газ придется всем, даже тем, кто им не пользуется: накануне компания "Киевгаз" прислала потребителям квитанции на оплату, в которых указана плата за газ по повышенным тарифам. Все из-за полугодового отсутствия горячей воды, которая, по мысли коммунальщиков, привела к перерасходу газа населением - его использовали для нагрева воды.
Критики решения правительства в экспертной и политической среде указывают на то, что привязка цен к импортному паритету и формуле "Дюссельдорф +" не оправдана экономически, является коррупционной и приносит за счет населения сверхдоходы национальной акционерной компании (НАК) "Нафтогаз" - монопольному продавцу топлива коммунальщикам. Дело в том, что собственная украинская добыча, осуществляемая структурным подразделением НАК - компанией "Укргаздобыча", составляет 15 миллиардов кубометров в год и полностью покрывает потребности населения в газе. При этом себестоимость украинской добычи с учетом доставки до потребителя не превышает 3,5 тысячи гривен за тысячу кубометров - в три раза ниже новых цен, и в шесть раз дешевле "импортного паритета". Однако правительство заставляет граждан платить за дешевый газ собственной добычи по "европейским ценам". К тому же, темой нескольких журналистских расследований уже стала калорийность газа в украинских газовых печах - есть обоснованные подозрения, что поставщики его попросту разбавляют.
Повышение стоимости газа неизбежно стало фактором внутренней политики. Юлия Тимошенко призвала депутатов всех уровней провести чрезвычайные сессии в регионах против повышения тарифов ЖКХ, и потребовала от спикера Рады Парубия созвать внеочередное заседание парламента и проголосовать за мораторий на подорожание газа. При этом инициатором "обнищания украинцев" она назвала Петра Порошенко, максимально дистанцировавшегося от решения правительства - он его даже не прокомментировал, и переложившего таким образом на Владимира Гройсмана весь негатив. Впрочем, социологи смогут определить влияние транша МВФ на настроения украинцев только после получения ими повышенных платежек, то есть ближе к декабрю и годовщине начала "евромайдана", следствием которой можно считать и многократное повышение тарифов ЖКХ за четыре года после тех событий.
*Это расширенная версия текста, опубликованного в номере "РГ"