А вот живописные портреты работы Николая Фешина начала 20-х. Художник категорически отказывался писать Маркса с фотографии, и потому ему гримировали специального натурщика (чье изображение, кстати, тоже представлено в экспозиции).
Есть на выставке и исторические раритеты - например, подлинное кресло Карла Маркса из Российского архива социально-политической истории. Но не они составляют главный интерес экспозиции. Главный сюжет - трансформация образа Карла Маркса в общественном сознании и то, как эту трансформацию отражали художники.
Рассматривать почти китчевый ковер с вытканным портретом вождя или огромное палехское блюдо в виде настенного панно-шестеренки "Карл Маркс и рабочее движение Европы" (надпись выполнена на эсперанто) - не менее увлекательно, чем обнаруживать, что и сегодня продолжают изготавливать сувениры к 200-летию философа: например, долларовые купюры с портретом Маркса и номиналом "0 долларов".
Отдельный зал выставки посвящен работам эпохи "перестройки". Нельзя спокойно пройти мимо картины Вадима Григорьева-Башуна "Символ веры", где основу полотна составляет огромная волосатая грудь с православным крестом на толстенной цепи и татуировкой слева, на наколке - узнаваемый портрет Маркса. А на полотне Владимира Любарова "Очередь за пивом" Карл Маркс изображен среди простых советских людей с бидончиком в руке: то ли "призрак коммунизма" забрел на городскую окраину, то ли донельзя похожий на него сосед из ближайшей парадной... Шутливое полотно Дмитрия Шагина "Митьки уговаривают Карла Маркса не писать "Капитал" перекликается с работами Татьяны Назаренко, Сергея Ковальского, Алисы Порет. Апофеозом этой карнавальной деконструкции образа - огромное собрание "Капеллы марксизма": многометровый живописно-архитектурный объект от "Колдовских художников".
Тридцать авторов создали нечто вроде алтаря, где в распахнутых царских вратах - фигура Маркса-вседержителя работы Николая Копейкина, а по краям -житийные сцены, по-разному интерпретированные в разных странах. Здесь есть, например, сцена "Латиноамериканского марксизма", выразительно написанная Павликом Лемтыбожем (с Фиделем Кастро, Че Геварой и Фридой Кало). Есть "Семейный ад" папы Карла, есть портреты самых пламенных марксистов.
Герберт Уэллс, посетивший в 1920 году советскую Россию, отмечал навязчивость марксовских портретов: "Вездесущее изображение этой бороды раздражало меня все больше и больше. Мне неудержимо захотелось обрить Карла Маркса". Его желание сто лет спустя исполнили "Колдовские художники" - среди "житийных" картинок мы видим Карла Маркса, возвращающегося после бритья из барбершопа (Андрей Кагадеев).