Подобные инциденты случаются, к сожалению, нередко. Самолеты выкатываются за пределы ВПП, совершают вынужденные, жесткие и аварийные посадки, тормозят на разбеге из-за обнаруженных в последний момент неисправностей. Обычно подобные ЧП не становятся поводом для разговоров о возможном закрытии авиакомпаний. Почему же этот случай вызвал такую реакцию?
В течение нынешнего года Росавиация неоднократно выявляла в "Якутии" существенные нарушения воздушного законодательства. Все они влияют на безопасность полетов. В частности, при проверках было обнаружено, что на предприятии нарушают максимальную продолжительность летных смен, не производят в установленные сроки техобслуживание воздушных судов, несвоевременно заменяют на самолетах детали и механизмы с ограниченным ресурсом. А чтобы создать видимость благополучия, прибегают к фальсификации документов.
Лайнер, летавший с отложенной неисправностью и разрушившийся при посадке, стал последней каплей, переполнившей чашу терпения авиационных чиновников. В официальном сообщении Росавиации отмечено, что "система управления безопасностью полетов авиакомпании не в полной мере соответствует установленным требованиям, руководство авиакомпании не способно принимать эффективные меры по устранению недостатков".
Для властей республики (а предприятие на 100 процентов принадлежит правительству Якутии) все это не стало неожиданностью.
- Честно хочу сказать, что вопрос об ограничении сертификата по авиакомпании "Якутия" поднимался Росавиацией и без последнего случая, - признался глава региона Айсен Николаев.
Долгое время собственник пытался исправить положение дел, помогая авиаторам деньгами. И лишь когда ситуация дошла до крайности, было принято решение о смене руководства.
В 2014 году предприятие возглавила авиационный экономист Ольга Федорова. В то время "Якутия" испытывала очередные финансовые трудности, и в правительстве республики посчитали, что нужен руководитель именно такого профиля. Однако, хотя из бюджета в компанию были закачаны миллиарды рублей, экономического чуда не произошло. Более того, в последние годы этот перевозчик получил реноме одного из самых непунктуальных в стране: длительные задержки рейсов из-за нехватки исправных самолетов здесь стали обыденным явлением.
В нынешнем октябре, за считанные дни после того как само существование "Якутии" оказалось под вопросом, к руководству привлекли другого человека, Владимира Горбунова, в разное время возглавлявшего компании "Авианова", "Добролет" и "Нордавиа". Представляя его коллективу, первый заместитель председателя правительства республики Алексей Колодезников подчеркнул, что первоочередная задача нового гендиректора - работа над замечаниями Росавиации, чтобы не допустить отзыва сертификата эксплуатанта.
Со своей стороны власти республики просят у авиационного ведомства не рубить сплеча и дать 90 дней на устранение замечаний.
- Мы просим смягчить меры, чтобы могли сами разобраться и принять решения, которые дали бы нам возможность нормально работать, - отметил глава республиканского минтранса Александр Тарасов.
В число первоочередных мер по нормализации деятельности предприятия местные власти включили рефинансирование краткосрочной ссудной задолженности в долгосрочную для повышения финансовой устойчивости и обновление флота. Будет также пересмотрена маршрутная сеть с учетом возможностей парка воздушных судов: судя по многочисленным задержкам рейсов, частота и география полетов компании не соответствуют размаху ее крыльев. Разумеется, все это будет подлежать реализации при условии, что Москва поверит "честному слову" якутян.
Возможность отказа от борьбы за предприятие местные власти даже не рассматривают. "Якутия" - это и беда, и спасение огромного региона площадью три миллиона квадратных километров. Транспортное сообщение на 90 процентах этой территории полностью завязано на региональной авиации. Конкуренты идут на северный рынок неохотно, потому что он сулит много проблем и мало выгод. Кроме того, якутские авиаторы обслуживают и другие регионы Дальнего Востока, которые иные перевозчики считают непривлекательными.
О высокой востребованности компании говорит и степень ее участия в федеральной программе перевозок пассажиров по субсидированным тарифам. В 2016 и 2017 годах самолеты "Якутии" доставили по спецтарифам с Дальнего Востока в центральные области и обратно 55 и 60 тысяч человек соответственно, а в нынешнем - уже более 60 тысяч. При этом все авиапредприятия страны, вместе взятые, с начала года перевезли на дальневосточном направлении по льготным тарифам 346 тысяч граждан.
"Якутия" намерена участвовать в программе и в 2019 году. Более того, правительство республики направило в минтранс России предложение о дополнительном включении в число субсидируемых 34 маршрутов, выполняемых из местных аэропортов. Но для начала надо получить от авиационных властей кредит доверия.
Кстати
К числу дальневосточных маршрутов "Якутии" относятся рейсы Хабаровск - Южно-Сахалинск. Исчезновение их станет малоприятным фактом для островного региона.