26.10.2018 18:20
Кинократия

"Ёлки" закончились. Почему это для всех хорошо

Текст:  Алексей Литовченко
25 октября 2018 года состоялось поистине историческое, эпохальное событие. "Ёлки" закончились. Финальная сцена заключительного фильма серии, носящего бескомпромиссный подзаголовок "Последние", была отснята на глазах миллионов граждан - на момент написания этого текста видео трансляции только в соцсети "ВКонтакте" собрало более 1,4 миллиона просмотров.
Читать на сайте RG.RU
Последний день съемок фильма "Елки последние"

Точно последние. Больше не будет. Бекмамбетов поклялся памятью Бен-Гура.

В павильоне московской студии специально была выстроена декорация гостиной как бы обычной российской квартиры. С наряженным деревом, телевизором, передающим наставления и пожелания главы государства, и, конечно, с уставленным снедью и напитками столом, за которым собрались почти все актеры франшизы.

"СуперБобровы. Народные мстители": Таноса на них нет

Певица Ёлка - а какая ж еще? - артистично подвывая, исполнила "Балладу о прокуренном вагоне", более известную как "С любимыми не расставайтесь". Наполнив пространство павильона светлой грустью, певица спешно ретировалась под хлопки шампанского. После этого еще много чего происходило. Анна Чиповская выходила на связь, чтобы посюсюкаться на расстоянии с собачками. Артисты отвечали на вопросы поклонников. Даже Киркоров явил свой лик - проголосил отрывок из своего зимнего шлягера "Снег" ("Если хочешь идти - иди") и исчез. Как снежинка на теплой ладошке.

А потом все закончилось. И все разошлись. Видимо, правда навсегда. Да, фильм еще ждет прокат, и он, несомненно, соберет хорошую кассу. Но это уже будет прощальный тур, а не триумфальное шествие. Можно даже попробовать предсказать, что нас там ждет. Сначала все как обычно, юмор и веселье, а потом много сентиментальности, в утроенных дозах. Все поплачут, пообнимаются, зрители тоже всплакнут - и отправятся доедать оливье.

Тимур Бекмамбетов теперь плотно занят своим "ноу-хау" - ScreenLife. Фильмы, в которых все действие разворачивается на экранах девайсов, разлетаются как горячие пирожки. При минимуме затрат разножанровые картины пользуются немалой популярностью во всем мире и приносят хороший доход. Это не считая других проектов - вроде лишенного коммерческого потенциала, но очень душевного, трогательного и симпатичного полудокументального мультика "Знаешь, мама, где я был?". Иными словами, Бекмамбетов вырос из "Ёлок".

Вот и мы, хочется верить, тоже выросли.

"Ёлки" ведь всегда были не чем иным, как аналогом других "Ёлок" - развлекательных мероприятий, на которые водят детей расслабленные родители, чтобы те посмотрели незамысловатое представление со злым волком и зайчиками, позвали хором Снегурочку и получили в награду коробку разных конфет, преимущественно самых дешевых и невкусных. Сейчас, возможно, ситуация с конфетами изменилась в лучшую сторону, но суть детских "Ёлок" не изменилась, как и суть взрослых, бекмамбетовских.

Люди действительно полюбили "Ёлки". Да и разве был выбор? Новогодняя пора располагает к оптимизму, развращает, лишает способности критически мыслить. Всюду хвоя, гирлянды, майонез, шампанское, мягкий снежок, улыбающиеся известные лица на экране. И в кино все то же самое. Тот же снежок, тот же майонез, те же лица, только экран больше. Грань между реальностью и вымыслом истончается, а строгая регулярность выхода фильмов этот эффект только усугубляет - и вот уже "Ёлки" как-то незаметно вошли в привычку, как мандарины. Но все-таки время - а прошло уже восемь лет - неумолимо нас всех трансформирует.

Четвертый сезон "Лучше звоните Солу": Джеймс Макгилл, трикстер

Стали ли мы за эти годы лучше? Конечно, стали. Сильнее, умнее и добрее. Вон хотя бы какой у нас чемпионат красивый прошел - всей планете на зависть. "Ёлки" же лучше не становились. Как были набором простеньких скетчей с как будто ненавязчивыми (а на самом деле - сами знаете) рекламными вкраплениями, созданных такими для наилучшего усвоения разжиженным алкоголем мозгом, так и остались. "Ёлки" стагнировали и потихоньку отдалялись от зрителя, что было не так заметно из-за одурманивающей новогодней эйфории.

Но после Нового года люди трезвеют. И больше "Ёлки" не пересматривают. Даже в голову не придет никому такое. Вот "Иронию судьбы", к которой Тимур Бекмамбетов явно испытывает сложный комплекс чувств, и спустя много лет обсуждают: какой на самом деле Лукашин козел и манипулятор, а Ипполит - несчастная жертва, например.

В "Ёлках" что обсуждать? Отношения Урганта и Светлакова в большой шапке? Да не смешите. "Ёлки" были - и "Ёлки" ушли. Как состояние опьянения. Причем до белой горячки - помните, как Светлаков из яйца вылуплялся? А ведь было, да. Такое лучше, конечно, забыть. Похмелиться рассолом да супчиком, восстановить рассудок - и больше не вспоминать. В конце концов, что нам, рекламы мало?

В фокусе