29.10.2018 19:25
Общество

Как школа может помочь проблемному подростку

Как школа может помочь проблемному подростку
Текст:  Ольга Бухарова Ирина Варламова Алена Ларина Елена Мационг Роман Мерзляков Наталья Решетникова
Российская газета - Федеральный выпуск: №243 (7706)
Трагедия в керченском колледже высветила много проблем. Одна из важнейших: за психическим здоровьем детей в учебных заведениях если и следят, то не всегда и не везде. Так, сейчас о "керченском стрелке" и преподаватели, и однокурсники говорят как об агрессивно настроенном и очень замкнутом молодом человеке. Вопрос: почему на это никто не обратил пристального внимания раньше?..
Читать на сайте RG.RU

Теоретически в школе могут вычислить проблемного ребенка классные руководители и школьные психологи. Но с последними - как повезет. А учителей нередко больше волнует "эффективность" ребенка, его оценки, а не душевное состояние.

Эксперты единодушны: необходим постоянный мониторинг психологического состояния подростков. И сейчас во многих российских школах начали проводить специальное тестирование учеников. Но во что это может вылиться, нам рассказала читательница "РГ", сын которой учится в десятом классе одной из школ. "Я сегодня за Лизу из седьмого класса отвечал на психологический тест, и за это мне поставят пятерку по информатике, - заявил маме сын. И пояснил: учитель на последнем уроке попросил добровольцев принять участие в тестировании, с которым до этого плохо справились семиклассники. Вернее, его завалили с треском 80 процентов "тестируемых".

Что же случилось? Всего предлагалось четыре варианта ответа: "да", "скорее да", "нет", "скорее нет". Но, например, на вопрос, являешься ли ты футбольным фанатом, оказывается, нужно было отвечать только отрицательно. Среди других вопросов запомнились такие: бьет ли тебя отец, интересуется ли мама только твоими школьными достижениями, есть ли у тебя друзья.

Как распознать, что ребенок стал жертвой агрессии

В общем, ответы семиклашек, видимо, слишком разошлись с тем, что от них ожидали. И школа, чтобы исправить ситуацию, подключила к заполнению тестов старшеклассников.

- Сына и его одноклассников предварительно проинструктировали, как нужно отвечать на более чем 80 вопросов, - возмущается мама. - Для моего ребенка тестирование напоминало игру: ведь отвечал-то он не за себя, а за незнакомую девочку. А вот меня вся эта профанация заставила серьезно задуматься, что на самом деле школа, где дети проводят большую часть дня, знает о них, помимо оценок в школьном журнале.

Сегодня психологи есть далеко не во всех школах.

- Ставки планомерно сокращаются, - рассказала Оксана Мыц, больше десяти лет проработавшая психологом, а затем пять лет завучем в одной из престижных гимназий Екатеринбурга. - У нас в гимназии почти на тысячу учащихся работает только один специалист, хотя пять лет назад было двое. Но даже в таких условиях психолог, тем более когда он работает в тесной связке с классным руководителем, конечно, должен обратить внимание, если происходит что-то неладное. Особенно если несколько ребят травят одного. Должно насторожить, если подросток совсем один, если у него нет друзей.

В деятельности школьного психолога есть важный аспект: по закону он не может начать работать с подростком напрямую. Только с согласия родителей. И проблема в том, что далеко не каждый из пап-мам прислушается к специалисту. Нередко предпочитают отмахнуться: мол, ерунда.

30 тысяч школьных психологов работают сегодня в России

- Родители неохотно обращаются к школьному психологу, потому что не хотят выносить сор из избы. А вот дети, бывает, приходят. Просят помочь справиться со своей злостью, - говорит школьный психолог из Волгограда Светлана Сыпкова. - Психолог учит социально приемлемым способам выражать эмоции. Я выступаю как профессиональный друг, с которым можно поделиться и получить совет.

По ее словам, в помощь специалисту есть разные методики. Но никто не даст стопроцентную гарантию: это просто эпатаж или реальная угроза. Сигналом могут быть и рваные джинсы, и волосы зеленого цвета. Так подросток хочет выделиться. Бывает обратное стремление - слиться с фоном: темная одежда, капюшон, надвинутый даже в теплую погоду...

- Если нет доверия со стороны родителей психологическим службам, специалисты все равно должны дать рекомендации, куда и к кому обратиться, тогда ответственность за своевременную и необходимую помощь лежит уже на родителях, - уверена замдиректора по научно-методической работе новосибирского лицея № 12 Марина Колотова.

Дашкова: Теперь даже уровень агрессии распознается в разных сообществах

Часто слышишь о том, что школа сегодня не воспитывает, а только предоставляет образовательные услуги. Но, к счастью, далеко не везде дело обстоит именно так. Адреса положительного опыта есть, и немало.

В Ростовской области психологи работают практически в каждой школе. В штате одной из них - сразу два таких специалиста. В их обязанности входит тестирование учащихся с первого класса, консультации родителей. Не только по необходимости, но и по их желанию. А чтобы был результат, отмечает мама старшеклассника Екатерина Рыкова, разовой беседой здесь не обойдешься.

Однако факт остается фактом: чаще всего должность психолога совмещает учитель-предметник, проучившись на курсах повышения квалификации в пединституте в лучшем случае 9 месяцев.

- За это время нельзя постичь даже азы психологии, - уверен бывший школьный психолог Андрей Медведев. - Инструменты, которые школьный психолог использует для работы с детьми, наиболее простые. В основном это незамысловатое тестирование. На более сложную работу у школьного психолога нет ни знаний, ни времени, львиная доля которого уходит на всевозможные отчеты и планы.

И добавляет: изменить ситуацию можно, если назначать, скажем, на должность завуча по воспитательной работе именно психолога, который, как и завуч по учебной работе, был бы правой рукой директора.

На школьного психолога приходится более 800 учеников. По одним оценкам, уже хорошо, если будет 500, по другим - даже 200 детей - уже много

Другой вариант решения проблемы предложили в Ростове-на-Дону: там внедрили практику преподавания знаний психологии классным руководителям. Обучение проводят сотрудники городских центров психологии.

- К примеру, один из тренингов по формированию детского коллектива направлен на создание позитивной атмосферы среди учащихся: чтобы в классе не было группировок и детей, находящихся в психологической изоляции от сверстников, - объясняет директор муниципального центра психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи Ольга Суханова.

Матвиенко допустила изменения законодательства после трагедии в Керчи

Член Европейской конфедерации психоаналитической психотерапии Екатерина Дударева отмечает: у школьного психолога должны быть навыки клинического психолога. Часть детей, совершивших известные акты массовой агрессии, страдали от психических расстройств, которые не были вовремя выявлены.

- Школьный психолог может сообщить родителям о тревожных симптомах и после вести ученика параллельно с психиатром, который назначит медикаментозную поддержку, - говорит Екатерина Дударева. - Он может предотвратить трагедию, если речь идет о доведенном до отчаяния подростке, которому не к кому обратиться за помощью. Думаю, нужно составить протокол действий школьного психолога. Это должен быть очень четкий, этически выверенный документ. Ведь подобная жалоба может быть обоснованной, а может стать просто инструментом для сведения счетов с неугодным одноклассником.

Образование Семья и дети