Изначально одиозный комик Саша Барон Коэн планировал сделать кино про всю подноготную: про вечеринки с карликами, которые разносили на головах подносы с сугробами белого порошка, и всякое такое. Но Роджер Тэйлор и Брайан Мэй, посовещавшись, решили, что не надо подноготную - не поймут-с. Еще ж в тур лететь очередной с Адамом Ламбертом - а тут карлики. И Сашу Коэна от греха подальше выгнали, пригласив на его место Бена Уишоу. Но и от него впоследствии также избавились.
В итоге первую скрипку доверили Рами Малеку, режиссером назначили главного по "Людям Икс" Брайана Сингера, а вместо сценария последнему выдали стерилизованную редакцию летописи Queen и книгу "Самые избитые штампы байопиков про рок-музыкантов".
Сингер от доставшегося ему расклада приуныл. Вдобавок Рами Малек сильно действовал постановщику на нервы - по свидетельствам инсайдеров, коптско-американский артист оказался страшным перфекционистом и постоянно требовал еще дублей. В результате измученный Сингер просто не явился на съемки после каникул, и доснимать картину пришлось Декстеру Флетчеру, занятому, кстати, сейчас на производстве байопика Элтона Джона.
Как бы то ни было, все это привело к тому, что история создания "Богемской рапсодии" получилась гораздо более увлекательной, чем само произведение. Кто-то из западных критиков уже успел дать ему меткое определение: экранизация статьи из "Википедии". Но, пожалуй, можно и точнее: несмешная пародия на несуществующий фильм про Queen.
В "Богемской рапсодии" есть все, чего вы от нее ожидаете. И это ужасно скучно. Знаете, существует такая телевизионная игра, где людям на улице задают вопросы, а потом в студии участники должны угадать самые популярные ответы на них. Трудно отделаться от мысли, что такой же принцип использовался при написании сценария.
В нем есть сцена, где строгий отец предрекает юному Фарруху Булсара, что он ничего не добьется. И есть сцена, уже в конце, где постаревший строгий отец произносит сакраментальное: "Я горжусь тобой, сынок". Другими словами, правда, но суть та же. Есть сцена, где Фредди ругается с товарищами и объявляет о начале сольной карьеры. И чуть далее - сцена трогательного воссоединения и прощения. Перед которой - сцена, где Фредди стоит под дождем и все понимает.
Абсолютно все жанровые клише, какие только придут вам в голову, присутствуют в "Богемской рапсодии". О чем это говорит? Во-первых, о том, что пути музыкальных коллективов к успеху друг на друга похожи. Собрались талантливые ребята, сочинили что-то интересное, подписали контракт, окунулись с головой в море славы, пустились во все тяжкие на радостях, женились-развелись, затем померли, самоустранились или дотянули до обеспеченной старости - вот вам полный набор для сборки. Плюс-минус, нужное повторить, ненужное вычеркнуть.
Во-вторых, это говорит о том, что заинтересованные люди не были заинтересованы в отклонении от канона или в углублении в детали. Потому что вехи-то, допустим, у всех одни и те же, но всякий путь тем не менее уникален. Особенно когда речь идет о вселенского масштаба рок-звезде. И уж про Фредди-то Меркьюри, наверное, можно такого порассказать, что волосы зашевелятся. Но его уцелевшие товарищи, которые в фильме, кстати, на одно лицо - только прическами отличаются, не захотели ничего рассказывать. В их версии Фредди Меркьюри был славным малым, классно пел, щекотал мужчинок усами в разных местах и почти ничего крепче бокала шампанского в руках не держал. Ну, разок оступился - так с кем не бывает?
Зато если вы хотели знать, как именно родились такие нетленные шедевры, как Another One Bites the Dust, собственно Bohemian Rhapsody и We Will Rock You, то вот это как раз по адресу. We Will Rock You, например, придумали так. Брайан Мэй однажды говорит: "А давайте будем топать два раза и хлопать один раз. И все тогда в зале тоже будут топать и хлопать". И все согласились, что это хорошая идея. Вот. Ну и с остальными перечисленными вещами дела обстоят не менее захватывающе.
Однако, как уже было постулировано, под нарезку из хитов Queen даже за спариванием черепах два часа наблюдать не в тягость. А уж тем более за Рами Малеком, который таки совсем не зря Брайана Сингера бесил своей дотошностью. То есть действительно выкладывается, молодчик, прямо из штанов выпрыгивает. Что, учитывая любовь его героя к экстремально узким нарядам, довольно сложно.
Затмевая собой всех прочих - что, наоборот, не так уж сложно - харизмой и громадной улыбкой, Малек не просто изображает Меркьюри, а намертво врастает в образ. Кульминацией этого процесса и одновременно фильма является досконально скопированное эпохальное выступление Queen на фестивале Live Aid. Там даже стаканчики точно так же расставлены на рояле. Зрелище столь же завораживающее, сколь и бессмысленное - зачем смотреть на дубликат, пусть и здорово исполненный, если оригинал есть в свободном доступе? Впрочем, то же справедливо и для всего фильма.
3.0