29.10.2018 18:30
Кинократия

"Богемская рапсодия": Фредди к вам придет без спроса

Текст:  Алексей Литовченко
Вряд ли кто в здравом уме станет оспаривать значение для мировой культуры группы Queen. Легенда - и все тут. А у каждой легенды должен быть свой фильм. Вот и у Queen теперь есть. Причем куда важнее любых качественных характеристик сам факт его наличия. Хоть спаривающихся черепашек два часа показывай под нарезку из хитов - поклонники, коих в мире тьма тьмущая, побухтят, поворчат, но билеты все равно купят.
Читать на сайте RG.RU
Кадры из фильма "Богемская рапсодия"

Изначально одиозный комик Саша Барон Коэн планировал сделать кино про всю подноготную: про вечеринки с карликами, которые разносили на головах подносы с сугробами белого порошка, и всякое такое. Но Роджер Тэйлор и Брайан Мэй, посовещавшись, решили, что не надо подноготную - не поймут-с. Еще ж в тур лететь очередной с Адамом Ламбертом - а тут карлики. И Сашу Коэна от греха подальше выгнали, пригласив на его место Бена Уишоу. Но и от него впоследствии также избавились.

"На границе миров": все о гендерной небинарности и троллях

В итоге первую скрипку доверили Рами Малеку, режиссером назначили главного по "Людям Икс" Брайана Сингера, а вместо сценария последнему выдали стерилизованную редакцию летописи Queen и книгу "Самые избитые штампы байопиков про рок-музыкантов".

Сингер от доставшегося ему расклада приуныл. Вдобавок Рами Малек сильно действовал постановщику на нервы - по свидетельствам инсайдеров, коптско-американский артист оказался страшным перфекционистом и постоянно требовал еще дублей. В результате измученный Сингер просто не явился на съемки после каникул, и доснимать картину пришлось Декстеру Флетчеру, занятому, кстати, сейчас на производстве байопика Элтона Джона.

Как бы то ни было, все это привело к тому, что история создания "Богемской рапсодии" получилась гораздо более увлекательной, чем само произведение. Кто-то из западных критиков уже успел дать ему меткое определение: экранизация статьи из "Википедии". Но, пожалуй, можно и точнее: несмешная пародия на несуществующий фильм про Queen.

В "Богемской рапсодии" есть все, чего вы от нее ожидаете. И это ужасно скучно. Знаете, существует такая телевизионная игра, где людям на улице задают вопросы, а потом в студии участники должны угадать самые популярные ответы на них. Трудно отделаться от мысли, что такой же принцип использовался при написании сценария.

В нем есть сцена, где строгий отец предрекает юному Фарруху Булсара, что он ничего не добьется. И есть сцена, уже в конце, где постаревший строгий отец произносит сакраментальное: "Я горжусь тобой, сынок". Другими словами, правда, но суть та же. Есть сцена, где Фредди ругается с товарищами и объявляет о начале сольной карьеры. И чуть далее - сцена трогательного воссоединения и прощения. Перед которой - сцена, где Фредди стоит под дождем и все понимает.

Абсолютно все жанровые клише, какие только придут вам в голову, присутствуют в "Богемской рапсодии". О чем это говорит? Во-первых, о том, что пути музыкальных коллективов к успеху друг на друга похожи. Собрались талантливые ребята, сочинили что-то интересное, подписали контракт, окунулись с головой в море славы, пустились во все тяжкие на радостях, женились-развелись, затем померли, самоустранились или дотянули до обеспеченной старости - вот вам полный набор для сборки. Плюс-минус, нужное повторить, ненужное вычеркнуть.

Во-вторых, это говорит о том, что заинтересованные люди не были заинтересованы в отклонении от канона или в углублении в детали. Потому что вехи-то, допустим, у всех одни и те же, но всякий путь тем не менее уникален. Особенно когда речь идет о вселенского масштаба рок-звезде. И уж про Фредди-то Меркьюри, наверное, можно такого порассказать, что волосы зашевелятся. Но его уцелевшие товарищи, которые в фильме, кстати, на одно лицо - только прическами отличаются, не захотели ничего рассказывать. В их версии Фредди Меркьюри был славным малым, классно пел, щекотал мужчинок усами в разных местах и почти ничего крепче бокала шампанского в руках не держал. Ну, разок оступился - так с кем не бывает?

"СуперБобровы. Народные мстители": Таноса на них нет

Зато если вы хотели знать, как именно родились такие нетленные шедевры, как Another One Bites the Dust, собственно Bohemian Rhapsody и We Will Rock You, то вот это как раз по адресу. We Will Rock You, например, придумали так. Брайан Мэй однажды говорит: "А давайте будем топать два раза и хлопать один раз. И все тогда в зале тоже будут топать и хлопать". И все согласились, что это хорошая идея. Вот. Ну и с остальными перечисленными вещами дела обстоят не менее захватывающе.

Однако, как уже было постулировано, под нарезку из хитов Queen даже за спариванием черепах два часа наблюдать не в тягость. А уж тем более за Рами Малеком, который таки совсем не зря Брайана Сингера бесил своей дотошностью. То есть действительно выкладывается, молодчик, прямо из штанов выпрыгивает. Что, учитывая любовь его героя к экстремально узким нарядам, довольно сложно.

Затмевая собой всех прочих - что, наоборот, не так уж сложно - харизмой и громадной улыбкой, Малек не просто изображает Меркьюри, а намертво врастает в образ. Кульминацией этого процесса и одновременно фильма является досконально скопированное эпохальное выступление Queen на фестивале Live Aid. Там даже стаканчики точно так же расставлены на рояле. Зрелище столь же завораживающее, сколь и бессмысленное - зачем смотреть на дубликат, пусть и здорово исполненный, если оригинал есть в свободном доступе? Впрочем, то же справедливо и для всего фильма.

3.0

Рецензии