Тучи вокруг новогоднего оформления города начали сгущаться еще в начале лета, когда по решению ФАС были отменены три аукциона на монтаж новогодних елей. Жалобы подала фирма из Коломны, которая занимается установкой таких конструкций. В своем обращении в антимонопольное ведомство владелец фирмы обратил внимание на то, что в тендере монтаж елок отнесен к развлекательным и зрелищным услугам.
В тендерах такая классификация очень важна. Получить контракт сможет только та фирма, у которой в уставе значатся профильные виды деятельности. Даже если компания четверть века ставит елки по всей стране, но у нее в видах деятельности значатся "услуги по монтажу", претендовать на победу в тендере, где к установке елок приглашают фирмы, оказывающие развлекательные и зрелищные услуги, это предприятие не сможет.
Между тем городской центр размещения рекламы и праздничного оформления разместил новые елочные тендеры, правда, на сей раз в документации установка елей по классификации уже называлась услугой в области спорта.
На этот факт обратил внимание директор микропредприятия, которое занимается монтажом промышленных машин и оборудования. Предприниматель написал в ФАС серию жалоб, которые были признаны обоснованными. Аукционы на общую сумму 52,6 миллиона рублей вновь отменили.
ГЦРПО спешно объявил новые. На них поступила серия новых жалоб - уже от других предпринимателей. На сей раз в УФАС сочли эти аргументы необоснованными, и аукционы ГЦРПО все же провел. Победители спешно приступают к работам, времени действительно в обрез, ведь обычно ели на улицах города появляются уже в начале декабря.
С иллюминацией вопрос до сих пор открыт. В частности, приостановлен аукцион на оформление Московского проспекта и Ушаковской развязки. Начальная цена контракта 16 миллионов 822 тысячи рублей. И аукцион объявляется уже во второй раз. В первый раз на сайте госзакупок документация от ГЦРПО появилась еще в конце июля. После жалобы на завышенные требования к подрядчику и туманные формулировки аукцион был отменен и в конце сентября размещен снова. И вновь на тендер поступила жалоба, которая оказалась настолько серьезной, что антимонопольное ведомство приостановило закупку.
Как следует из заявления предпринимателя Станислава Курчашова в региональное УФАС, в конкурсной документации вначале установка консолей названа работой по оформлению города, затем по монтажу, а это, говорит бизнесмен, разные виды деятельности.
Техническое задание должно сопровождаться иллюстрациями того, как будут в итоге выглядеть смонтированные объекты, однако в документации есть только ссылки на картинки, а самих изображений нет.
Также по техзаданию победитель аукциона должен монтировать не свои консоли, они уже есть и принадлежат городу, однако в документации предприниматель должен подробно расписать все параметры конструкций. Курчашов задается вопросом: а как рядовой участник конкурса сможет заранее узнать, какое конкретно оборудование есть у заказчика?
Похожие жалобы поступили на оформление улицы Марата, Большой Конюшенной, Литейного, Загородного, Владимирского проспектов, Австрийской площади.
Ситуация уникальна. Жалобы на праздничные тендеры, конечно, бывали и раньше, но никогда они не шли в таком количестве, и ни разу размещение закупки не затягивалось на такие критические сроки.
На всех заседаниях в ФАС представители ГЦРПО занимают одну позицию - с жалобами они категорически не согласны. Тем не менее предписания ФАС эта структура Смольного не оспаривает и в суд не подает, хотя такая возможность у ГЦРПО есть.
Олег Громцев, руководитель одной из компаний, занимающихся оформлением города, говорит, что для малого бизнеса такие тендеры очень привлекательны.
- В Петербурге заказы на праздничную иллюминацию размещают администрации районов и городские структуры. У последних заказы традиционно более дорогие, выгодные, но долгие годы их исполнял городской центр размещения рекламы, - говорит Громцев.
Схема, по словам эксперта, была следующая: заказ размещал комитет по печати, а исполнял центр. Например, в 2017 году эта структура получила заказ на 189 миллионов рублей.
В этом году ГЦРПО сам размещал заказы. Причем они, в отличие от прошлых лет, оказались раздроблены на относительно небольшие лоты. Соответственно, увидев такие объявления на сайте, малый бизнес стал массово заявляться на участие в аукционах и получал отказы. Большую часть отказов Громцев называет надуманными, и именно этим он объясняет череду жалоб.
В петербургском управлении ФАС до рассмотрения заявок обращения предпринимателей не комментируют. В ведомстве подчеркивают: все решения будут оглашены сразу же после окончания работы комиссии.
Александр Ружинский, президент Ассоциации малых предприятий наружной рекламы Петербурга:
- Долгое время малый бизнес просто не мог получить заказы на праздничное оформление города. В этом году терпение участников рынка лопнуло. Это вполне естественная ситуация, она должна была рано или поздно произойти. Малый бизнес прекрасно может справиться с такими заказами, ведь и в прошлые годы, когда тендеры выигрывали гиганты рынка, они после заключения контрактов нанимали те же самые малые компании, которые в реальности и выполняли значительную часть работ, а получали гроши.