Красногубый и белесый москвич Сергей Образцов вставал за ширму и оттуда показывал куклу, надетую на пальцы руки, совсем как на народных гуляниях затейники-петрушечники. Тут смех, хлопки, примитивные шутки. Искусство народное и для народа затем триумфально переместилось в специально построенное здание в центре Москвы.
Петербуржец Евгений Деммени впервые был пленен марионеткой во время поездки в Париж, еще в детстве. Он навсегда предпочел марионетку, нервную трепетную куклу, которая разыгрывала театральные постановки для взрослых, и почему-то кажется, что в зале у него сидели недобитые "лишенцы", скрывающие происхождение.
Деммени и сам был такой, воспитанник Пажеского корпуса, чудом не репрессированный. И скрывал в своем театре таких, и Хармс для него написал безумную пьесу, и потом часть его артистов умерли от голода в блокаду.
Марионеток не сожгли, сохранили, они пережили осаду города, крошечные деревянные артисты. Умер скульптор Иван Павлович, который вырезал из липы фигурки императоров, оживавших в свете софитов. Умер первый исполнитель Гулливера Михаил Дрожжин - в этом спектакле артист выходил на сцену с марионетками, такого еще не было до театра, созданного Деммени.
Человек Серебряного века, Евгений Сергеевич был скорее западником. Внешне тонкий и бледный, он был окутан тайной, никогда не давал интервью и был предельно вежлив со своим более успешным коллегой. Тот балагурил, дружил с нужными людьми и в конце жизни часто появлялся на экранах телевизоров. Спектакли Образцова были сняты на кинопленку, что, как оказалось, важно для вечности. Деммени и его подопечных не снимали, Ленинград вообще снимали меньше.
Любительской камерой запечатлен один номер Деммени, где экзальтированный пианист играет Листа. "Необыкновенный концерт" Образцова появился чуть позже.
Потом мода изменилась, куклы стали условными, яркими, тапера сменила фонограмма. Деммени вовремя умер. Взрослые перестали интересоваться марионетками, которые разыгрывают Шекспира. Время полетело быстрее. Театр Евгения Деммени, как сказка для посвященных взрослых, стал историей.
Хотя сам театр существует в Петербурге на Невском. Пьесы детские, но некоторые шедевры Деммени с историческими куклами, которых мечтал бы заполучить любой крупный музей, идут. Вот, например, "Гулливера" можно было в конце октября увидеть на гастролях в Москве. Кто не успел посмотреть - добро пожаловать в Санкт-Петербург.
Санкт-Петербург, Невский пр., 52. Театр Марионеток им. Е.С. Деммени.