Антон Александрович, существуют ли эффективные методики выявления особенностей развития у детей в раннем возрасте?
Антон Шаклунов: Психиатры говорят, что такие методики есть, но ими владеет ограниченное количество специалистов. Психиатрия вообще, пожалуй, одна из самых сложных медицинских наук. И в данном случае мы можем говорить, что соответствующие исследования пока находятся на фундаментальном уровне, прежде чем новые методики широко войдут в практику, пройдет какое-то время. К сожалению, здравоохранение в целом довольно инертная отрасль. От разработки лекарства до его попадания в аптеки обычно проходят годы.
Татьяна Анатольевна, ведется ли учет таких детей, с какого возраста? Если опираться на данные статистики, то как ситуация с особенными детьми в Нижегородской области выглядит по сравнению с ситуацией в России в целом, с другими странами?
Татьяна Боровкова: Регистрация детей с ментальными отклонениями, в том числе и с аутизмом, началась у нас с 2015 года. До этого статистика их отдельно не учитывала, они не классифицировались и не диагностировались.
На сегодня в Нижегородской области зарегистрированы 516 детей с аутизмом, ежегодный прирост составляет 23-25 процентов. Сейчас у нас остро стоит вопрос недостаточного их выявления, таких случаев в четыре раза меньше, чем в целом по миру. Вместе с тем известно, что появление особенных детей никак не связано с национальностью, климатом, экологией, эти факторы влияния не оказывают.
В 2015 году был издан приказ минздрава РФ, определяющий стандарты оказания медицинской помощи при аутистичном расстройстве. Тем не менее, методики выявления у нас в стране до сих пор не отработаны, диагноз, как правило, ставится после того, когда сами родители заметили, что с ребенком что-то не так, то есть довольно поздно.
Как планируется исправить эту ситуацию?
Татьяна Боровкова: В прошлом году мы совместно с Приволжским исследовательским медицинским университетом (ПИМУ) начали работу по внедрению пилотного проекта по ранней диагностике аутистичных расстройств у детей. Практическая его реализация начнется в ближайшее время.
В трех крупных детских поликлиниках Нижнего Новгорода будет проводиться скрининговое исследование всех детей от 1,5 до 2,5 лет, направленное на раннюю диагностику отклонений. При их обнаружении ребенка "подхватят" педагоги и социальные работники, в том числе и из нижегородского центра охраны психического здоровья детей и подростков, где работают психологи, психотерапевты, логопеды, дефектологи и где разработаны специальные программы по сопровождению малышей с особенностями в развитии.
Мы внедряем проект в крупных поликлиниках, чтобы понять масштаб проблемы и знать, сколько нужно выделить мест в образовательных учреждениях. Планируем тиражировать этот опыт на всю Нижегородскую область.
Антон Шаклунов: Вопрос о детях с психическими отклонениями и аутизмом очень серьезный. Выявлять особенности развития необходимо в самом раннем возрасте. В три года нейронные связи у ребенка уже сформированы, разрушить их невозможно. Если мы своевременно выявим эти особенности, то сможем в процессе воспитания применить такие техники, которые позволят человеку нормально социализироваться.
В целом, здоровье и зрелость общества определяется стандартами поведения. Отношение к человеку с определенными отклонениями как к равному члену общества определяет в конечном итоге уровень цивилизации. Сегодня мы делаем все, что в наших силах.
Как вам кажется, отношение общества к этой ситуации за последнее время поменялось?
Антон Шаклунов: Да, конечно. Достаточно вспомнить Россию 1990-х годов. Много тогда было пешеходных переходов, адаптированных для нужд колясочников? Сейчас забота о маломобильных гражданах становится нормой при проектировании большинства объектов. Но беспрепятственное передвижение по городу - только один элемент этой работы, задача государства - помочь таким людям реализовать и свой интеллектуальный потенциал, тогда и сами они почувствуют себя востребованными, и общество получит пользу.
Планируется ли более широко привлекать к работе с особенными детьми некоммерческие организации?
Антон Шаклунов: Да. НКО, в отличие от госорганов, используют в своей работе другие, более простые способы достижения цели. Например, при реабилитации людей с наркоманией и ВИЧ применяются немедицинские методы, такие как кураторство, наставничество. Подобные методики можно внедрять и для детей с особенностями в развитии. Тем более, чаще всего НКО возглавляют люди, которые знают о ситуации на своем опыте. Они могут на простом, немедицинском языке рассказать паникующим родителям о состоянии их ребенка и дать полезные рекомендации. Кроме того, нужно развивать пациентские сообщества. Иногда человеку нужно просто поговорить с другим человеком, который пережил то же, что и он сам.
Материал подготовлен в сотрудничестве с ООО "Симона"