Провести проверку статьи 445 ГПК РФ попросил житель Кемеровской области Владимир Волосников. С 2000 года он получает страховые выплаты в возмещение вреда здоровью, полученного в результате работы буровиком. Однако в 2014 году Волосников обратился в суд с иском, что выплаты начислены ему неправильно, и отсудил у Фонда соцстрахования недополученную сумму в три миллиона рублей. А когда ФСС обжаловал это решение и Верховный суд отменил его, оказался должен государству немалую сумму!
По мнению заявителя, в его деле не идет речь о предоставлении недобросовестных сведений или введении суда в заблуждение, однако именно на него возложена ответственность за принятое и отмененное решение суда. Он лишен гарантированного Конституцией соцобеспечения по возрасту, в случае болезни, инвалидности (статья 39).
КС напомнил, что в России каждому гарантировано право на судебную защиту. Отмена исполненного решения означает восстановление в правах стороны, которой были предъявлены необоснованные требования. Но статья 445 ГПК указывает, что поворот решения суда, касающегося трудовых отношений, возможен только в том случае, "если отмененное решение суда было основано на сообщенных истцом ложных сведениях или представленных им подложных документах".
- Соответствующий подход нашел отражение в статье 1109 ГК , по которой не подлежат возврату в качестве неосновательного обогащения суммы в возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью, предоставленные гражданину в качестве средства к существованию, при отсутствии недобросовестности с его стороны и счетной ошибки, - отдельно указано в решении КС.
Статья 445 ГПК признана соответствующей Основному Закону, однако ей дано исчерпывающее правоприменительное толкование.
- Содержащееся в ней положение не может служить основанием для поворота исполнения решений суда о взыскании в пользу гражданина предусмотренных Федеральным законом "Об обязательном социальном страховании..." ежемесячных страховых выплат в случае отмены таких судебных решений, - указал КС РФ, - при условии, что отмененное решение не было основано на сообщенных истцом ложных сведениях.
Дело Владимира Волосникова подлежит пересмотру.