Решение о переводе части региональных трасс в федеральное подчинение было принято 13 апреля 2018 года на заседании правительственной комиссии по транспорту. Тогда же был утвержден перечень автомобильных дорог, которые должны перейти на федеральный баланс по Плану перспективного развития сети автомобильных дорог общего пользования федерального значения до 2031 года.
Формирование федеральной сети в целом через 12 лет будет завершено. И после этого прием в федеральную собственность участков региональных автомобильных дорог будет носить исключительный характер - например, в случае строительства транспортных обходов населенных пунктов.
Так, в 2018 году в федеральный перечень включены более 700 километров автомобильных дорог общего пользования. В этом году федеральный статус могут получить 2262 километра региональных автодорог. Это трассы Пристанное - Ершов - Озинки - граница с Республикой Казахстан - 324,3 км; Бжедугхабль - Адыгейск - Усть-Лабинск - Кореновск - 49,6 км; Грозный -Кизляр (в составе Р-215 Астрахань - Кочубей - Кизляр - Махачкала) - 111,0 км; Екатеринбург - Тюмень - новое направление, обход города Камышлов с мостами, путепроводами и со съездами транспортных развязок - 29,4 км, автомобильная дорога общего пользования А-289; Краснодар - Славянск-на-Кубани - Темрюк, автомобильная дорога А-290 Новороссийск - Керчь протяженностью 151,712 км.
В 2018-2019 годах в федеральное подчинение также могут перейти участки автодорог Белгород - Павловск, Санкт-Петербург - Архангельск, обходы Читы, Шацка, северный обход Сургута, трасса Грозный - Кизляр. Всего в федеральную собственность в 2018 - 2021 годах войдут 9156 км; в 2022 - 2026 годах - 5457 км; в 2027 - 2031 годах - 2958 км.
После перехода дорожных объектов на федеральный баланс дорожная сеть субъектов уменьшится, они смогут снизить нагрузку на региональные дорожные фонды и перенаправить средства на самые проблемные участки оставшихся дорог.
Процесс перевода региональных дорог на федеральный баланс начался еще в 2017 году. Тогда в оперативное управление Росавтодору было передано почти полторы тысячи километров региональных автодорог. В частности, 53-километровый участок подъезда к международному пункту пропуска "Вяртсиля" от трассы А-121 "Сортавала" в Карелии. Три региональные трассы общей протяженностью 311 км стали федеральными в Республике Тыва: участок дороги Кызыл - Чадан, трасса 93Н-19 Чадан - Хандагайты, автодорога 93Н-20 Хандагайты - госграница с Монголией (КПП "Хандагайты"). В Приморском крае добавился обход села Раздольное, который вошел в состав федеральной автомобильной дороги А-370 "Уссури". Костромскую и Кировскую области, а также Пермский край теперь соединяет новая федеральная трасса Р-243 Кострома - Шарья - Киров - Пермь. Ее протяженность превысила 800 км.
В Архангельской области к дороге М-8 "Холмогоры" присоединен подъезд к международному аэропорту "Архангельск" (Талаги) общей протяженностью 23 км. В Красноярском крае в состав федеральной автотрассы Р-258 "Байкал" вошел участок регионального обхода краевой столицы. В Республике Мордовия в состав дороги М-5 "Урал" вошел обход Саранска со 185-го по 195‑й км. Две региональные автодороги переданы федеральным дорожникам в Ленинградской области: Выборг - Светогорск и Самойлово - Зиновья Гора. Обход города Пыть-Ях протяженностью 56,6 км вошел в состав автодороги Р-404 Тюмень - Тобольск - Ханты-Мансийск.
Основной объем ремонтных работ на дорогах, которые были переданы в 2016-2017 годах, планируется в 2019 году. На некоторых трассах ремонт уже начался. В Костромской области ведется капитальный ремонт трассы Р-243 Кострома - Шарья - Киров - Пермь. Автодорога проходит по Костромскому, Судиславскому, Островскому, Кадыйскому, Макарьевскому, Мантуровскому, Шарьинскому и Поназыревскому районам, общая протяженность дорожного полотна в границах региона - 373,882 км, на ней находятся 33 моста и путепровода. Все участки будут приведены к нормативу за два сезона. Кроме того, до 30 августа 2019 года должен быть завершен капремонт участка федеральной трассы Р-243 в Пермском крае. В частности, речь идет о капремонте участка с 325-го по 334-й км.
В 2018 году на ремонтные работы и содержание федеральных трасс будет выделено 287 миллиардов рублей, что на 15 процентов больше, чем в прошлом году. Стабильное финансирование позволит привести к нормативному состоянию 85 процентов всей федеральной сети к началу 2020 года.