Работа предстоит гигантская. Школам нужны книги по 96 языкам, а есть только по семи, в их числе хакасский, алтайский, татарский... Как учат родные языки носители остальных восьмидесяти девяти? Кто как. Одни - с учебными пособиями (издавать их могут только те издательства, которые входят в особый перечень), другие - с учебниками смутных 90-х, а у кого-то в школьных библиотеках и вовсе можно найти учебники советских времен с обложками, украшенными флагами СССР...
- У фонда должны быть деньги на подготовку учебников, поддержку авторов, которые знают и филологию, и методику. Но с методистами сейчас серьезная проблема. В марте этого года зарегистрирована Ассоциация учителей родного, в том числе русского, языка. Это методический резерв, и мы готовы сотрудничать с фондом, - рассказала "РГ" руководитель Центра национальных проблем образования Федерального института развития образования РАНХиГС Ольга Артеменко. - Сейчас написать учебник может любой желающий. Вот я, допустим, решила стать автором учебника удмуртского или марийского языка. Написала, приношу в издательство, говорю: "Напечатайте!" Издательство оплачивает экспертизу. Если учебник войдет в федеральный перечень, то попадает в школу в качестве базового, если нет, то может использоваться в качестве дополнительной литературы.
Еще нюанс: не все родные языки имеют письменность. Например, в Дагестане из 32 языков только у 14 есть письменность. Вдобавок существует много диалектов. У одного аварского языка их не меньше сотни. У хантов тоже множество диалектов, и жители севера Ханты-Мансийского автономного округа не понимают тех, кто живет на юге региона, не говоря о тех, кто живет на Ямале. В Поволжье есть марийский луговой и марийский горный. Но это не значит, что для каждого диалекта нужны отдельные учебники.
Учебник нужен по литературному языку - хантыйскому, аварскому, любому другому. Этим должны заняться научные коллективы, центры, которые взяли бы на себя разработку алфавитов, а курировать работу мог бы фонд.
- Преподавание на родном языке у нас ведется в 12 республиках. Правда, речь идет только о начальной школе. К примеру, в Башкортостане, Татарстане, Марий Эл, Хакасии. В Дагестане есть школы с обучением на аварском языке. Но при этом нет современных учебников на аварском языке по математике, окружающему миру, - говорит Ольга Артеменко.
Как учителя выходят из положения? Опять-таки кто как. Раньше зачастую учебник с русского языка просто переводился на другой и на титульном листе значился новый автор. В 90-е годы это, кстати, было допустимым. Сейчас у переводчиков, издательств и школ могут быть серьезные проблемы с авторскими правами. Именно по этой причине из школ исчезли прекрасные учебники по русскому и родным языкам абхазо-адыгской группы для школ с обучением на родном языке. Исчезли прекрасные учебники профессора Назира Экбы. Педагоги со стажем до сих пор считают их лучшими. Может быть, фонд сумеет найти юридический выход из этой ситуации?
Были хорошие учебники для старших классов по математике, физике, химии на языках народов России. Им тоже можно дать вторую жизнь.
- Надо поддержать школы, где ведется преподавание на родном языке. И это должна быть не только начальная, но и средняя, и старшая ступени. Но для таких школ нужны и другие учебники русского языка, - считает Ольга Артеменко.
По ее мнению, обычным школам, где преподавание всех предметов идет на русском языке, тоже нужны новые учебники по русскому.
Напомним, недавно в законодательство были внесены поправки о том, что русский язык является не только государственным, но и родным. Значит, в учебниках для тех, кому русский преподается как родной, должна быть не только филология, но и культура русского народа. А ее в учебниках по русскому языку сегодня практически нет.
Стали известны победители Всероссийского мастер-класса учителей родного, в том числе русского, языка. Конкурс проводится Федеральным институтом развития образования с 2007 года и позволяет показать лучшие практики учителей родного языка. В этом году победителями стали педагоги из Чувашии, Башкортостана, Марий Эл и Дагестана. В номинациях "За формирование интереса к родному языку", "Учитель языков коренных малочисленных народов", "Учитель-мастер", "Учитель-новатор", "Учитель-дебютант" лучшими стали преподаватели из Бурятии, Якутии, Удмуртии, Республики Коми, Пермского края.