Многие эксперты даже утверждают, что с развитием цифровой экономики и доступности баз данных любому пользователю профессия риелтор скоро вообще отойдет в прошлое. Так ли это?
В профессиональном сообществе нет единого мнения на этот счет, как нет и единого решения относительно способов сохранения этой специальности или ее перепрофилирования. Игорь Горский, президент Ассоциации риелторов Санкт-Петербурга и Ленобласти, привел данные: в альянс входит 110 компаний, а всего на рынке Петербурга действуют более тысячи риелторских объединений, а если подсчитать независимых риелторов - то и все 2000. Александр Романенко, президент одной из крупных риелторских корпораций, отметил: "Порог входа в профессию составляет 200 рублей, напечатай визитки - и крутись".
При этом доля профессиональных риелторов, обслуживающих рынок недвижимости Северной столицы, составляет едва ли 60 процентов, а по некоторым экспертным оценкам - и вовсе лишь 30-40 процентов. Во всех остальных сделках по недвижимости дуэты "покупатель-продавец" обходятся без посредников.
Тенденция очевидна: еще лет десять доля риелторов на рынке была гораздо выше. Однако, по международной статистике, во многих цивилизованных странах наблюдаются прямо противоположные процессы. Скажем, по закону в Канаде сделки на рынке недвижимости без риелторов сегодня вообще невозможны, в Финляндии более 70 процентов рынка обслуживаются риелторами.
А вот российские данные. В Санкт-Петербурге, например, из года в год снижаются комиссионные риелторам. Если раньше они держались на уровне 5-6 процентов от суммы сделки, то сейчас падают до трех. Причина ясна: диджитализация рынка, появление огромного количества агрегаторов, виртуальных сайтов, создает у потребителей уверенность, что справиться с покупкой-продажей недвижимости он сможет самостоятельно.
Вторая причина - появление на рынке огромного количества полупрофессиональных риелторов, зачастую работающих в серой зоне, заставляет людей опасаться связываться с ними. Эксперты единодушно признают: сейчас граница между "черными" и "белыми" риелторами практически отсутствует. Более того, нечистые на руку посредники хорошо изучили все подводные камни действующего законодательства и находят в нем лазейки, при которых явно обиженный потребитель остается ни с чем, а привлечь "словчившего" риелтора к ответственности по закону невозможно.
"Отмененное в 2002 году лицензирование обернулось тем, что число риелторов выросло в два-три раза, - отмечает руководитель интернет-портала о недвижимости Сергей Бобашев. - Да, сегодня есть сертификация деятельности, но это не работает".
Эксперт Виктория Мончинская приводит такие данные: согласно исследованиям, лишь 74 процента покупателей, обратившихся к риелторам, интересуются наличием у них соответствующих сертификатов. При обязательном лицензировании, считают эксперты, профессиональное сообщество будет само выявлять нелегитимных конкурентов и передавать их в руки правосудия.
Остается вопрос: выиграет ли при этом покупатель недвижимости? Пытаясь удержаться на сужающемся поле, риелторы ищут способы выживания. Один из них - объединение в сообщества, установление прочных связей с девелоперами, банками, с интернет-порталами недвижимости. Превратить отделы продаж застройщиков не в конкурентов, а в союзников - вот, по мнению профессионального сообщества, весьма перспективный путь. Но для покупателя он означает одно: в цепочке сделок с недвижимостью появляются дополнительные звенья, оплачивать которые ему приходится из личного кармана. Чаще всего покупателями жилья при такой схеме становятся жители других регионов, которые стремятся переехать в Северную столицу.
Среди девелоперов сегодня нет единой позиции по отношению к функционированию этой схемы. Кто-то считает, что услуги риелтора компании-застройщику обходятся в разы дороже, чем создание своих отделов продаж. Кто-то, напротив, уверяет, что приток новых покупателей, который обеспечивает эта схема, вполне себя окупает.
Покупатель на этом поле остается в сложном положении. Во-первых, он поставлен сегодня перед обилием выбора, который, если присмотреться, зачастую оказывается мнимым. Ведь эфир забивают не слишком профессиональные агенты, для которых характерны масса искажений и некачественная отработка информации. Во-вторых, соблазн "найду сам" и желание сэкономить на некачественных услугах посредников подпитывается обилием виртуальной информации, широко доступной для покупателя.
Однако эти обстоятельства таят и серьезные подводные камни. "Риелтор - не посредник в сделке, - уверяет Игорь Горский. - Он как личный врач: знает "диагноз" клиента, то есть что именно тот хочет получить на рынке недвижимости, и все способы "лечения": какие механизмы субсидирования можно привлечь в каждом конкретном случае, какие варианты ипотеки предлагают разные банки, как уберечься от нежелательных сюрпризов и пр. Пренебрегать услугами риелтора - все равно что утверждать, что, зная ассортимент аптеки, каждый может вылечить себя самостоятельно". А лицензирование, если продолжать эту аналогию, способно стать тем гарантом входа в профессию, который необходим для доверия клиента.