Это уже произошло в отраслях автомобилестроения, обработки сырья и других. Как будет меняться рынок труда и требования к специалистам в ближайшем будущем? Как работникам адаптироваться к новым веяниям, чтобы не остаться на обочине жизни? На эти и другие вопросы "РГ" ответил координатор центра компетенций по направлению "Кадры и образование" Национального проекта "Цифровая экономика России" АСИ, директор направления по подготовке кадров для цифровой экономики АНО "Университет НТИ 2035" Олег Подольский.
Олег Андреевич, так какие кадры требуются нашей экономике сегодня и потребуются завтра?
Олег Подольский: Сегодня цифровой экономике требуются кадры, соответствующие высокой динамике развития, складывающемуся технологическому укладу и той цифровой эпохе, в которых мы уже живем. Это люди, которые готовы к изменениям, готовые непрерывно обучаться. Нужно помнить, что, несмотря на частую смену требований к профессиональным компетенциям, ключевые остаются теми же, что были и вчера, и в прошлом веке, и останутся в будущем. Кадры, которые будут востребованы, должны этим набором компетенций обладать. Сюда входят критическое и аналитическое мышление, готовность работать в мультикультурной среде, открытость к совместной деятельности в распределенных мобильных командах и готовность предлагать новые креативные решения под задачи новой экономики.
Стоит ли ждать появления новых профессий благодаря приходу цифровой экономики? И как будут трансформироваться привычные профессии?
Олег Подольский: Безусловно, новые профессии будут возникать, развиваться и меняться. Это нормальный процесс для смены технологического уклада и любых технологических революций. Многие люди боятся потерять себя на новом рынке труда, боятся собственной ненужности, но помимо того, что будут возникать новые профессии, будут модернизироваться и старые. И это та реальность, которая ожидает всех нас. Например, у специалистов финансовой сферы, аудиторов, бухгалтеров большая часть рутинной деятельности автоматизируется - передается компьютеру и различным программам. С другой стороны, мы видим новые задачи для различных отраслей, например для юридических профессий. Перед этими специалистами, которых мы активно готовили последние несколько десятилетий, стоит вызов: либо они научатся трансформировать юридическую практику под задачи цифровой экономики, связанные, например, виртуальной и дополненной реальностью, искусственным интеллектом, либо их компетенции останутся в прошлом, в аналоговой эпохе. А, например, специалисты по правовым вопросам использования беспилотного транспорта будут крайне востребованы. Как и где готовить таких специалистов - другой и крайне острый вопрос.
Есть ли профессии, которым грозит "вымирание"?
Олег Подольский: Скорее всего, менее востребованными станут те профессии, которые на 100 процентов состоят из рутинных действий. Их заменят алгоритмы, машины. Это уже произошло при переходе к высокотехнологичным фабрикам в сфере автомобилестроения, обработки сырья и в других отраслях. Мы наблюдаем прирост автоматизированного труда в сравнении человеческим, но пока динамика не очень высокая. Сегодня это 70 на 30, где первое - это процент ручного труда по отношению ко второму - машинному. Быстрого перехода от рутинной деятельности человека к роботизированной, машинной не произойдет, требуется масштабная подготовка таких специалистов. Только в этом случае, по прогнозам Международного экономического форума, к 2022 году более 40 процентов задач будут решаться компьютерными алгоритмами, роботами. И это повлечет за собой изменение мира профессий.
Насколько быстро трансформируется рынок труда?
Олег Подольский: За последние 15 лет рынок труда уже сильно изменился. Изменились принципы формирования требований к человеку, принципы поиска специалистов. В дополнение к таким аналоговым инструментам, как биржи труда, центры занятости, "сарафанное радио", появились платформенные решения и соответствующие алгоритмы, которые позволяют найти под требуемые компетенции, возможности и интересы конкретные варианты трудовой самореализации. В этом отношении рынок труда становится максимально цифровым, и профессии, или требуемые профили компетенций, будут крайне зависеть от тех технологий, которые определят глобальные экономические процессы. Скорость трансформации рынка труда действительно очень высокая, но не нужно ее догонять, нужно принимать участие в формировании сервисов и инструментов для этого рынка.
Готовы ли мы к этому - могут ли люди так быстро переобучаться, чтобы соответствовать новым требованиям?
Олег Подольский: Вопрос сложный. Переобучение связано с рядом ограничений в области потенциала человека, его мотивации, способностей, интересов и специфики отрасли, в которой он работал. Молодое поколение, которое будет создавать и развивать цифровую экономику, переобучать не нужно, у них неограниченные образовательные возможности для собственного развития, которые уже есть сегодня. Что касается взрослого населения, то нужно создавать различные инструменты поддержки и развития компетенций, мотивации людей к гибкости и изменениям, которые бы позволили им стать востребованными в новой экономике.
Изменения не будут происходить плавно, скорость не будет замедляться. Здесь не должно быть иллюзий. В этом отношении задача и государства, и бизнеса заключается в создании различных возможностей формирования цифровой грамотности, ключевых компетенций цифровой экономики у широких слоев населения, а также в непрерывном мониторинге среди работодателей потребностей в востребованных компетенциях и способах овладения ими.
Что нужно делать, чтобы не остаться на обочине рынка труда?
Олег Подольский: Придерживаться принципа обучения в течение всей жизни. В зависимости от задач, которые перед человеком ставит среда, нужно находить способы их решения. Непрерывное образование - инструмент решения этих задач. Если вы постоянно задаетесь вопросом, какие компетенции сегодня востребованы и с помощью каких образовательных программ ими можно овладеть, вы не останетесь на обочине. Есть абсолютно четко выраженные ожидания работодателей от потенциальных сотрудников, платформы поиска и предложений по работе, описывающие требования к различным компетенциям. За всем этим можно следить, понимать, что "в моде", поддерживать в себе необходимый уровень готовности к актуальным требованиям цифровой экономики.
Какой должна быть адаптация работников к новым требованиям рынка? Это самостоятельная работа каждого в отдельности или государственные программы?
Олег Подольский: Должны быть массовые государственные программы по развитию цифровой грамотности населения, готовности потребителей цифровой экономики. Должны быть программы переподготовки госслужащих, руководителей коммерческих и бюджетных организаций, в том числе образовательных учреждений. Вузы и корпоративные университеты должны предлагать своим студентам новые образовательные возможности в области цифровой экономики. Это компетенции, связанные с использованием технологий виртуальной или дополненной реальности, машинным обучением и искусственным интеллектом, нейротехнологиями и т.д. Государство предлагает и другие формы поддержки, например, персональные цифровые сертификаты, которые в ближайшие годы станут доступны всему населению. И конечно, сами люди должны следить за тем, какие компетенции востребованы сегодня, и овладевать ими, находиться в состоянии непрерывного развития, не ждать "пинка" извне - сигнал уже давно дан.