Маэстро спешит в филармонию на первую после выступления на сцене Мариинки репетицию. У него два дома. От одного, московского, до работы лететь 1700 километров, от другого, тюменского, гостиничного, - идти четверть километра. Перекресток перед филармонией дирижер пересекает, как и многие другие пешеходы, бегом по диагонали, последний перед тротуаром метр преодолевает уже на красный.
- Этот светофор не для слабых на ногу - для спринтеров. А мне нельзя быть слабым, - с улыбкой оправдывает свою прыть человек, который будущей весной перешагнет 90-летний рубеж. Через несколько минут он уже на пятом этаже - в зале для репетиций. Лифт здесь отсутствует, да в нем и нужды нет.
- Ходьба по ступенькам - прекрасное упражнение. Благо, в высотах обитаю: на пятом этаже - номер в отеле, на десятом - квартира-студия в доме на Ленинском проспекте, - поясняет дирижер. - Раньше бассейн регулярно посещал: плавать обожаю, да и доктора настоятельно велели. Сейчас не получается, но тонус поддерживаю умеренной физической нагрузкой. Впрочем, для подзарядки организма двигательной активности недостаточно. Важно решать творческие задачи, не опускать планку, видеть цель. Мои последние десять лет прошли с "Христом". Свою миссию вижу в возвращении миру духовной оперы великого прадеда, считавшейся утраченной. Это удается, я счастлив. Стоял бы сейчас за дирижерским пультом, не будь "Христа"? Не уверен.
Антона Георгиевича Шароева, внебрачного потомка Рубинштейна, родившегося столетие спустя, назвали в честь прадеда. По замыслу отца, мальчик обязан был пойти по стопам выдающегося пианиста и композитора - мастерски овладеть игрой на фортепиано. Однако сын невзлюбил рояль, возненавидел изнурительные занятия из-под палки. Зато страстно хотел играть на запретной для него скрипке. Взяв в руки смычок с позволения матери, Антон с поразительной скоростью осваивал инструмент. (Рояль ему тоже подчинился, но позже.) В 14 лет он, тогда бакинец, вышел со скрипкой на большую сцену в составе государственного симфонического оркестра Азербайджана.
Так что нынешний год юбилейный для Шароева - 75 лет концертной деятельности. Описывать ее, даже вкратце, - газетной страницы не хватит. Скажу лишь, что скрипач-виртуоз, дирижер - в составе именитых коллективов либо возглавляя их - выступил на сценах десятков столиц планеты. А всего порадовал публику примерно в 250 городах. Он в числе рекордсменов по созданию оркестров - с нуля сформировал семь! Среди них Киевский камерный, тюменский "Камерата Сибири". Первым руководил 16 лет, вторым дирижирует с 1998-го. Не без его усердия Тюмень, на рубеже веков в ракурсе исполнительского искусства глубоко провинциальная, появилась на музыкальной карте страны и мира. Терпеливо взращивая слушателей, маэстро подготовил почву для создания здесь сильного симфонического оркестра.
В трехзвездочном "Нефтянике", ценимом за близость к филармонии, Шароев живет долгими неделями, когда подготовка к выступлениям требует максимальной отдачи. Приглашение Валерия Гергиева представить "Христа" в Мариинском театре на финальном вечере VII Санкт-Петербургского международного культурного форума было воспринято не только с ликованием, но и с осознанием, что трудиться придется до седьмого пота.
- В дни форума на сцены Мариинки выходят лучшие из лучших. Какова ответственность! Оркестранты репетировали до изнеможения, сам спал по 3-4 часа, - говорит Шароев и признается, что давно лелеял мечту представить "Христа" в легендарном театре, в котором, кстати, дед Антона Георгиевича, оперный баритон Иоаким Тартаков, был главным режиссером. Еще лет 6-7 назад сообщил о желании Гергиеву. Тогда мастер "не проникся".
Тем временем возрожденная из небытия опера в компактном двухчасовом концертном варианте шествовала по России и вышла за ее пределы. "Камерата Сибири" с тюменской хоровой капеллой и группой солистов в Санкт-Петербурге выступила дважды, дала концерты в Москве, Таллине, Риге. Большая европейская премьера в Берлине состоялась благодаря объединению усилий двух государств в лице правительственных и общественных структур, бизнеса.
- В Admiralspalast, одном из лучших залов Германии вместимостью 1800 мест, был аншлаг. Немало слушателей приехало из соседних и дальних стран. Аплодисменты не смолкали, часть публики вошла в состояние экзальтации, - рассказывает президент региональной ассоциации русско-немецкого сотрудничества Татьяна Леонгард.
И вот уже сам Валерий Гергиев предложил поставить "Христа" в Мариинке - с его артистами, согласовав оргвопросы с импресарио. Последний оторопел, услышав от Шароева: "Такой вариант не устраивает".
- Наверное, обо мне подумали: "Рехнулся - Гергиеву отказывает". Видите ли, все предыдущие постановки "Христа", помимо первой, в Перми (неудачной, считаю), прошли в исполнении тюменских музыкантов. И что же, им, добившимся убедительного результата, изменить?! Валерий Абисалович меня понял, согласился без уговоров, - раскрывает предысторию третьей поездки в Питер мой собеседник.
Как "Христа" вернули к жизни
"Христос" - последняя работа Рубинштейна, ровно 125 лет назад, за год до смерти, созданная им в уединении в гостинице Дрездена. В 1894 году концертное исполнение оперы состоялось в Штутгарте и Берлине. После чего партитура бесследно исчезла. Многолетний поиск ее Антоном Шароевым увенчался успехом: в 2007-м в берлинской библиотеке нашлась микропленка с нотными записями. "Я почувствовал себя Колумбом, открывшим Америку, и понял, ради чего родился", - говорит музыкант.
Не отличишь!
В музее первой русской консерватории, Санкт-Петербургской, основанной Антоном Рубинштейном, хранится слепок его руки. Когда Антон Шароев, последний прямой потомок композитора по мужской линии, приложил к слепку руку, сотрудники музея ахнули: "Боже, не отличишь!"
В образе Иисуса
Партию Христа неизменно исполняет Александр Гайнутдинов.
Его, в прошлом солиста Магнитогорской капеллы, молодого человека с "иконно-художественным ликом", перетянул в Тюмень Шароев.
Александр, теперь артист Пермского театра оперы и балета, запомнился сибирякам также в главной роли рок-оперы "Иисус Христос - суперзвезда", переложенной на симфонический лад не чурающимся экспериментов дирижером.