05.12.2018 00:31
Культура

Эдуард Бояков возглавил МХАТ им М. Горького вместо Татьяны Дорониной

Эдуард Бояков возглавил МХАТ им М. Горького вместо Татьяны Дорониной
Текст:  Алена Карась
Российская газета - Столичный выпуск: №273 (7736)
Продюсер и театральный режиссер Эдуард Бояков назначен новым руководителем Московского Художественного академического театра имени М. Горького, сообщил на встрече с сотрудниками МХАТ им. Горького министр культуры Владимир Мединский. Заместителем руководителя театра по творческой работе стал заслуженный артист РФ Сергей Пускепалис, а заместителем худрука по литературной части назначен писатель и публицист Захар Прилепин. Действующий руководитель театра Татьяна Доронина продолжит работу на cпециально введенной должности президента театра.
Читать на сайте RG.RU

Назначение Эдуарда Боякова художественным руководителем МХАТ им. Горького, безусловно, можно отнести к самым ярким кадровым решениям нынешнего минкульта. Эуард Бояков, находящийся сейчас в Екатеринбурге, прокомментировал "РГ" свое назначение по телефону:

Есть ли у вас программа, с которой вы начнете свою работу?

Бояков: Программа есть. Но я бы хотел подробно о ней поговорить, а не в таком коротком телефонном разговоре. Мы обсуждали ее вместе с Захаром не один день. Вообще Захар не только удивительный и выдающийся писатель. Он обладает редким качеством - любить книги других. Его книга "Взвод", другие его тексты ясно свидетельствуют об этом. Говоря самыми общими словами о программе, выделю современную драматургию - это сейчас важнейшая для нас тема. МХАТ всегда был театром, который если и не открывал авторов, то обеспечивал их статус, институализировал значимые явления в драматургии. Сейчас это утрачено вообще. У нас появилась надежда в начале 2000-х годов, когда МХАТ во главе с Табаковым начал делать фестиваль "Новая драма". Но сейчас мы видим, что новая драма опять возвращается в подвальчики, становится маргинальной. А она должна быть и на больших сценах. На полторы тысячи человек.

Лауреатом премии "Большой книги" стала Мария Степанова

С другой стороны, мы думаем о том, что касается академического театра. Не хочется вдаваться в полемику, но тот же Табаков убрал слово "академический" из названия МХАТ, а вот Доронина не убрала. Если мы сможем найти актуальный смысл этого слова, если мы не облажаемся в попытке удержать его статус, удержать традицию академического репертуарного театра, то будем считать свою задачу выполненной. Это не пустое слово. И оно должно быть поддержано мощной труппой.

Можно ли это сказать о сегодняшней труппе МХАТ им. Горького? Сокращений не предвидится?

Бояков: Труппа должна быть мощным инструментом, средством строительства театра. Играть спектакль 1908 года уже, конечно, невозможно - антропология изменилась, само тело современного человека уже другое, но тема академизма и в актерском искусстве остается. Я все сделаю, чтобы труппа смогла участвовать в строительстве театра. А дальше - уже вопрос к нам.

Прилепин будет в роли классического завлита?

Бояков: Он будет во всех ипостасях. И как завлит, и как писатель. На нашем фестивале "Традиция" мы уже делали с ним спектакль по его книге "Взвод", в Донецке я делал спектакль по стихам поэтов Донбасса, собранным Захаром.

В возглавляемый вами "Русский художественный союз" входит художник Алексей Гинтовт. Предполагается ли его участие в работе театра?

Бояков: Алексей Беляев-Гинтовт - выдающийся художник, и я давно думаю о привлечении его в театр. Я очень люблю открывать театральных художников, как это было с Галей Солодовниковой, Полиной Бахтиной. А о Гинтовте в этом качестве можно только мечтать.

Табаков, кстати, отказался от слова "академический" в названии МХАТ, и он имел в виду отказ от его сталинского периода, когда театр и получил эту четвертую букву.

Бояков: Отказ от сталинского ампира - да, но, мне кажется, само слово "академическое" сегодня - спасительно для русской культуры. Оно работает на то, чтобы противостоять тотальному напору постмодернистской плесени, разнообразных фейков и имитаций в социальных сетях и медиа, когда ты не понимаешь, где объект, где субъект. И в этом отношении воспитание вкуса к академическому - наше спасение.

Ваша программа близка тому, что сегодня пропагандирует министр культуры, в частности - поддержку национально- патриотической, исторической драматургии.

Бояков: Да, и "Взвод" Прилепина - это как раз историческое произведение, в самом высоком смысле - патриотическое. Сколько мы проговорили когда-то с Леной Греминой о важности исторической драматургии! Как такой театр, как МХАТ, может выжить без истории? Это ведь не маленькая "Практика" - это тысячник!

Справка "РГ":

Эдуард Бояков в начале 90-х годов провел первую в России негосударственную внешнеторговую сделку с нефтью. В 1995 году он стал директором фестиваля "Золотая маска", создал фестиваль "Новая драма" и театр "Практика". Совместно с Политехническим музеем создал "Политтеатр", а параллельно запустил проект "Человек.doc" о героях современности. В 2013 году был избран на должность ректора Воронежской государственной академии искусств, а в 2015 году был снят с поста. В 2017 году совместно с Захаром Прилепиным и целым рядом художников и музыкантов создал "Русский художественный союз". В 2018 году стал доверенным лицом кандидата в президенты.

Драматический театр