В 2011 году проект автотуркластера "Золотые ворота" был включен в федеральную целевую программу "Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации на 2011-2018 годы", и к 2017-му за счет федеральных и региональных бюджетных инвестиций здесь построили всю инженерную инфраструктуру - сети электроснабжения, газоснабжения, водоснабжения, водоотведения, подстанцию и газовую котельную.
- В создание обеспечивающей инфраструктуры было направлено 346,6 миллиона руб-лей, в том числе 296,2 миллиона из средств федерального бюджета и 49,5 миллиона - консолидированного бюджета Алтайского края, - сообщила корреспонденту "РГ" врио заместителя начальника регионального управления по развитию туризма и курортной деятельности Елена Евсюкова. - Также в 2018 году за счет краевых средств было выполнено обустройство съездов с трассы к строящимся туристским объектам, завершается проектирование дополнительных полос движения для въезда в кластер, строительство которых запланировано начать в будущем году.
В Алтайтуризме подтвердили, что, несмотря на возведение необходимой инфраструктуры, немногие из потенциальных инвесторов начали строительство туробъектов. Для повышения инвестиционной привлекательности проекта и его востребованности не только у туристов, но и у жителей наукограда, региональные власти присоединили к кластеру еще одну площадку по пути следования автомобильного турпотока. В результате в нем оказались уже действующие объекты, такие как арт-экоотель и построенный в 2014 году крупнейший торгово-развлекательный комплекс Бийска. А в октябре 2018-го здесь открыли еще один ТРЦ.
На первоначальной площадке "Золотых ворот" построено здание автоцентра, которое "законсервировано", и сейчас возводится придорожный комплекс. Всего, по данным регионального управления по развитию туризма и курортной деятельности, администрация Бийска подписала соглашения с
семью инвесторами о реализации туристских проектов на площадках кластера на общую сумму около 1,9 миллиарда рублей, часть объектов построена и принимает гостей. "Объем вложенных частных инвестиций в туробъекты составляет около 700 миллионов рублей при плане 919,8 миллиона", - подчеркнули в ведомстве.
Открыть новый придорожный комплекс в "Золотых воротах" планируют к началу летнего туристического сезона 2019 года.
- Строить его мы начали еще в 2015-м, заложили фундамент, но экономическая ситуация не позволила продолжить реализацию проекта, - сообщил корреспонденту "РГ" инвестор Алексей Саламатов. - Возобновили работы в 2018 году. Правда, пришлось пересмотреть проект в сторону удешевления. Сегодня здание построено, завершается внутренняя отделка. В нем разместятся кафе быстрого питания, магазин, детская площадка. В дальнейшем планируем открыть здесь контактный зоопарк.
Слабый интерес инвесторов к освоению подготовленной площадки автотуркластера, по мнению Алексея Саламатова, связан с общей экономической нестабильностью. "Надеюсь, в ближайшее время сюда придут крупные игроки. Знаю, что к туркластеру проявляет интерес федеральная сеть строительных супермаркетов, а также наша бийская сеть продуктового ретейла", - отметил он.
Среди причин низкой активности потенциальных резидентов "Золотых ворот" участники туристического рынка называют также "нераскрученность" проекта, который малоизвестен туристам и туроператорам. Кроме того, строительство в 2013 году автомобильного обхода, который отвел от Бийска основной транзитный поток, в том числе туристический, негативно сказалось на популярности проекта. "Мы надеемся, что городские власти помогут нам решить вопрос привлечения в автотуркластер транзитных туристов, на которых он и рассчитан", - утверждают инвесторы.
Елена Чупина, президент Алтайской региональной ассоциации туризма (АРАТ):
- Проект автотуркластера "Золотые ворота" в принципе неплохой. Бийская зона действительно является воротами Горного Алтая, здесь берет свое начало Чуйский тракт. Проблема в том, что его реализация пришлась на период инвестиционного спада. Мы это видим и по другим проектам в туризме и остальных сферах экономики. Слабый интерес потенциальных инвесторов обусловлен прежде всего общей экономической ситуацией и снижением инвестиционной активности, которое наблюдается последние пять лет.