- Выставочный проект, посвященный Екатерине Александрийской, имя которой носили две российские императрицы и носит наш город, мы сделаем ежегодным: каждый год будем проводить подобные выставки вплоть до 300-летнего юбилея города, - сообщил директор ЕМИИ Никита Корытин.
По данным опроса, 80 процентов жителей Екатеринбурга уверены, что город назвали в честь Екатерины Великой. Если не учитывать совсем уж экзотические варианты о "Екатерине Третьей", предпочтения остальных респондентов примерно поровну делятся между Святой и Екатериной Первой. Дети более сведущи в этом вопросе: немного поколебавшись между Второй и Первой Екатериной, современные третьеклассники все-таки выбирают Первую.
- В ряде школ города есть такой предмет "История Урала", - раскрыла секрет детской осведомленности Екатерина Катыхина, специалист департамента образования горадминистрации. - Программы дополнительного образования и внеурочной деятельности также предусматривают знакомство с историей региона.
Крепость на Исети получила имя подруги жизни Петра Первого по указу ее супруга-императора - "для памяти вечные роды и для вечной славы ея величества всемилостивейшей государыни императрицы". Сама же урожденная Марта Скавронская стала Екатериной, присоединившись к православию, по имени крестной - сестры Петра. Царевну назвали экзотическим для России того времени именем из-за сна: накануне рождения ее батюшке, царю Алексею Михайловичу Тишайшему, во сне явилась великомученица Екатерина, что не оставило сомнений в выборе имени.
Свидетельством большой и чистой любви императора к супруге стал не только уральский город. На выставке можно увидеть орден, учрежденный Петром в знак благодарности жене, которая отдала все свои драгоценности для "покупки" перемирия с турецким визирем и, по сути, спасла армию в злополучном прутском походе. Усыпанную бриллиантами звезду и крест ордена Святой Екатерины предоставил для выставки Верхне-Пышминский военный музей. На лондонском аукционе в 2007-м полный комплект орденских знаков (звезда и крест с лентой) продали за 400 тысяч фунтов (около 34 миллионов рублей).
- На банте вышит девиз ордена "За любовь и Отечество", - рассказывает куратор выставки Ольга Горнунг. - Всего жаловано 794 таких ордена. Награждали им дам из высшей знати за, скажем так, верное и жертвенное супружество. Сразу после крещения такой орден получала каждая великая княжна, великие князья соответственно награждались орденом Андрея Первозванного.
Младенцев перепоясывали орденскими лентами: голубой Андреевской или алой Екатерининской. Считается, что именно из-за цветов этих государственных наград конверты с сегодняшними младенцами перевязывают голубой, если мальчик, и розовой, если девочка, лентами.
Музей впервые выставил икону Святой Екатерины в шитом бисером окладе. Сотни часов потратили в начале прошлого века сестры Ново-Тихвинского монастыря на его вышивку. Дело в том, что диаметр внутреннего отверстия антикварного бисера чрезвычайно мал - приблизительно 0,2 миллиметра, иголка для него слишком толстая, так что непонятно, как собственно продевается нитка.
- Я сталкивалась с такой работой, когда реставрировала бисерный оклад Казанской Богоматери Невьянской школы иконописи, - раскрывает секрет вышивальщица-реставратор Анна Григорьева. - Да, ни одна иголка в те бисеринки не проходит, поэтому я нанизывала их прямо на вощеную нитку, которую, если получится, можно отрезать чуть под углом. Нанижешь одну бисеринку, проденешь нитку в иголку - сделаешь стежок, снимешь иголку и все сначала. Примерно 500 часов работы я потратила на этот оклад, около полугода вышивала.
Еще одна Екатерина, маслом по дереву, попала в музей из Екатерининского собора, вместо которого в центре города сейчас фонтан. Это список с храмового образа, написанного Боровиковским для Казанского собора, с местным колоритом. Художник, видимо, из иконописцев обул Святую в расшитые красные туфли Богородицы, а сзади написал узнаваемые Уральские горы.
Кстати
Самым знаменательным событием 2018 года директор ЕМИИ Никита Корытин считает восстановление экспозиции икон после десятилетнего перерыва. В постоянную экспозицию включили самые знаковые вещи высочайшего качества - произведения невьянской школы иконописи, в том числе, произведения Богатыревых - самых знаменитых и талантливых уральских иконописцев. Некоторые шедевры выставлены впервые. Новый зал сияет золотом и яркими красками, не поблекшими за два века.
- Наши специалисты провели бережную реставрацию. Покрытие золотом не восстанавливали - только почистили, - рассказывает заместитель директора музея Юлия Сирина. - Реставраторы оставили следы времени - неотъемлемую часть истории иконы, в том числе, и следы вандалов, видите, у Спаса сколота краска, словно слезинка катится по щеке. Трещины деревянных досок зафиксированы, произведения находятся в стабильном состоянии и пригодны для экспонирования.