От клавиатуры до наковальни
Артем Хегай - редкий бессребреник и преданный фанат литературы. Чем бы он ни занимался, не приносящее особых дивидендов писательство у него всегда остается на первом месте. И если работа мешает Артему писать, то он, не задумываясь, увольняется.
- После восьмичасового рабочего дня нет ни сил, ни мыслей, чтобы написать хотя бы строчку, - объясняет молодой человек. - Два года назад я в свободное время начал плести в технике вайрворк. Будучи перфекционистом, первые полгода плел украшения "в стол". А когда показал знакомым, мне сказали: "Классно! А сделаешь мне что-нибудь?" Так хобби стало приносить деньги, и я занялся им вплотную. Вообще, идея заниматься вайрворком взята не с потолка, она - естественное продолжение писательства, а именно фэнтези. Эльфы, маги, волшебные талисманы, амулеты... Когда об этом пишешь, то ясно представляешь образы. Мне всегда хотелось перенести в реальность хотя бы часть этого выдуманного мира. И изготовление украшений позволяет это сделать.
Литератор увлеченно мастерит оригинальные вещи, вооружившись наковальней, молоточком, горелкой для плавки металла и другими инструментами. Сырье, то есть проволоку, он добывает в магазинах электротоваров, поскольку в проводах используется наиболее чистая медь. Вообще, по странному стечению обстоятельств, писательство часто приводит Артема туда, где предполагается работа с металлом. Например, благодаря любимому делу он попал в тренажерный зал. Из-за долгого сидения за текстами у парня стала болеть спина. Чтобы укрепить ее, он пошел на тренировки. И вот уже два года мастер художественного слова не может жить без "железа".
- В зале, как и в вайрворке, переключаешься на физический труд и отдыхаешь от напряженной интеллектуальной работы, - поясняет литератор. - Голова совершенно свободна. Впрочем, я могу делать что-то руками, продумывая в это время сюжет. Например, подвеску "Эарендиль" с магнетитом я делал, представляя одноименного толкиеновского героя, полуэльфа и морехода, плывущего по небу.
Вот и сейчас вайрворкер делает красивые витиеватые серьги, продумывая не менее витиеватый и закрученный сюжет нового произведения.
Из России с камнями
Дома у Артема собрана целая коллекция чаев. В ней тоже виден творческий подход хозяина. Надписи на банках "Солнечные лучи сушеные", "Синее не пойми что", "Пыль из-под кровати ангела" обозначают ромашку, горную лаванду и чабрец соответственно. Заваривая в чайнике какой-то немыслимый ароматный купаж, Артем упоенно рассказывает о недавней поездке на международный фестиваль молодых писателей "Липки". Он много лет мечтал туда попасть и теперь полон новых литературных замыслов.
- Авторы едут на фестиваль, чтобы их и их творчество закатали в асфальт, - смущенно улыбаясь, признается собеседник. - Меня, кстати, тоже закатали. Но конструктивная критика отрезвляет и дает мощный толчок для роста. Сейчас в своем новом рассказе я пытаюсь скомбинировать магический реализм и нашу отечественную действительность. Подобного опыта у меня еще не было.
Из России Артем привез не только идеи, но и россыпь самоцветных камней для будущих украшений. Среди минеральных обновок мастер особенно выделяет кабошоны из драгоценного лабрадора и редкого чароита.
- Единственное найденное месторождение чароита находится в России, и оно полностью исчерпано, - объясняет он, показывая фантастический сиреневато-голубой самоцвет. - Многих из этих камней в Киргизии нет. Например, почти весь малахит здесь - подделка.
Кстати, с поддельными камнями вайрворкер сталкивался в своей работе не раз. За это время он научился отличать на глаз многие природные минералы от искусственно созданных. Тем не менее, каждый кабошон мастер обязательно проверяет на подлинность с придирчивостью химика-минералога.
Сделай сам и научи другого
Почти все свои работы Артем сопровождает прозаическими и лирическими отрывками из различных произведений. Это придает каждому изделию магический антураж и, конечно, привлекает любителей необычной ручной работы.
- Я подбираю цитаты под украшение, - уверен он. - Так оно получается не пустым, а полным смысла. Большинство людей узнает о моих работах по сарафанному радио. Но уже есть и постоянные клиенты. Недавно одна из них заказала в подарок для молодой мамы и ее новорожденной дочки браслеты - маленький и большой. Они перекликаются между собой замыслом и узорами. Я назвал эту пару "С-вязь".
Больше всего вайрворкер любит плести не по четкому эскизу, а "на свободную тему". Сейчас он загорелся идеей создать в технике вайрворк парадные эльфийские наручи - широкие браслеты до локтя.
- Они дорого обойдутся, и корпеть над ними придется месяцев пять, - с огоньком в глазах говорит Артем. - Но результат того стоит. Я обязательно сделаю эти наручи хотя бы для себя, поскольку заказчика на такое изделие найти сложно.
Вайрворкер заражает своим увлечением окружающих. Он - завсегдатай бишкекской арт-студии "Ололо" и регулярно проводит здесь мастер-классы.
- Эти серьги и браслет с бисером мы сделали на последних двух занятиях, - показывает собеседник. - Ко мне приходят люди, вообще не знакомые с ювелирным делом. Я даю им проволоку, пару плоскогубцев и камни. Больше ничего. А выходят они с серьгами, кольцами и браслетами. Причем не с такими, которые можно только спрятать в шкатулку "на долгую память". Эти украшения можно носить. Одна участница была у меня на двухдневном мастер-классе, сделала ожерелье. Так она с удовольствием надевает его, а на вопрос: "Где купила такую вещь?" гордо отвечает: "Сама сделала!" Ведь участники разные. Одни четко следуют схеме и очень педантично отмеряют элементы долями миллиметра, другие включают фантазию и импровизируют в процессе плетения. Поэтому каждое украшение, хоть и делается по одному образцу, получается своеобразным.
Недавно Артем закончил первый том романа "Не своя смерть" в жанре городского фэнтези, две главы которого опубликованы в журнале "Литературный Киргизстан". Сейчас он принялся за второй том. Место действия произведения - Москва. Здесь разворачивается история о магах, главный из которых - Георгий Победоносец. Следовательно, можно ждать от автора украшений в духе славянской мифологии.
Справка "РГ"
Вайрворк (калька с англ. wirework или wirewrap) - подвид ювелирного искусства, где в качестве основного материала выступает медная, серебряная и золотая проволока. В вайрворке редко применяется пайка - соединение разных элементов также выполняется из проволоки небольшого сечения.