22.01.2019 13:00
Общество

Эксперт объяснил популярность онлайн-образования в России

Эксперт объяснил популярность онлайн-образования в России
Российская газета - Экономика Центрального округа: №12 (7770)
Сергей Капустин, сооснователь акселератора онлайн-школ:
Читать на сайте RG.RU

- В Россию пришла мода на онлайн-образование: российский рынок EdTech показывает бурный рост. По разным оценкам, его объемы увеличиваются на 17-25 процентов в год, и эта тенденция останется неизменной в течение двух-трех лет. В объединенном исследовании "Нетологии-групп", ФРИИ, ВШЭ и других партнеров российский рынок онлайн-образования оценивается в 20,7 миллиарда рублей, а к 2021 году прогнозируется рост до 55,3 миллиарда.

С чем связана растущая динамика в этом образовательном сегменте? В первую очередь дело в ускорении темпа жизни, в больших массивах информации, которую нам приходится обрабатывать ежедневно, а также в распространении и внедрении новых компьютерных технологий. Классические учебные заведения (университеты, институты, училища, школы) дают своим воспитанникам стандартный набор знаний, зачастую слишком теоретический, устаревший и не всегда релевантный существующим на рынке труда запросам. Сейчас одна за другой появляются новые профессии, связанные с IT-продуктами, внедряются новые языки программирования, используются технологии виртуальной и дополненной реальности, облачные технологии, искусственный интеллект, big data и так далее. Мир меняется, а классическое образование не успевает за потребностями рынка труда в квалифицированных кадрах. Книги, как и неструктурированная информация на веб-ресурсах, исчерпывающими источниками не являются.

Мир меняется, а классическое образование не успевает за потребностями рынка труда в квалифицированных кадрах

В этом смысле онлайн-школы становятся "бизнесом будущего". Они предлагают ученикам узкоспециальные, концентрированные знания и навыки в новых профессиональных сферах, а также рассказывают, как монетизировать их - то есть использовать в профессии или в бизнесе. Допустим, человек приходит в онлайн-школу учиться на программиста: там он осваивает конкретный язык программирования, попадает в профессиональное сообщество IT-специалистов, получает возможности трудоустройства, учится работать с зарубежными сайтами, проходит курс специального английского для программистов и уже может зарабатывать 10-20 тысяч долларов в месяц. Таким образом, информационные технологии проходят цикл самовоспроизводства, обучая новые кадры с помощью своих внутренних ресурсов. Люди же предпочитают вкладываться в образование, личностный рост и приобретение специальных навыков, которые помогут им заработать в будущем.

Образование уже не играет большой роли при поиске работы

На данный момент мировым лидером онлайн-образования остаются США, но в Америке этот рынок - зрелый, поэтому растет всего на 4,0-4,5 процента в год. В России же большой прирост связан с тем, что рынок еще не скоро насытится. На нем остается много перспективных ниш для создания онлайн-школ: некоторые из них представлены малым количеством игроков, а другие еще просто не придуманы. Особенностью онлайн-бизнеса становится то, что его возможности практически неисчерпаемы. Предпринимателям открывается простор для фантазии, для разработки уникальных авторских методик и удовлетворения запросов потребителей. Найти "своего ученика" в онлайне оказывается проще, чем привлечь клиента в офлайне: потенциальная аудитория российских EdTech-предпринимателей - это 350 миллионов представителей русскоязычного населения всех возрастов по всему миру, имеющих доступ к интернету. К тому же законодательство в этой сфере пока достаточно лояльно (низкие налоги, нет необходимости в лицензии) и порог для входа ниже, чем в любом другом бизнесе, - онлайн-школу можно создать с минимальными вложениями.

Быстрая отдача при минимальных первоначальных инвестициях - еще один фактор популярности бизнеса в сфере онлайн-образования. Для входа в этот бизнес предпринимателю не требуется офис, оборудование и большая команда - достаточно качественной веб-камеры и доступа к интернету. При выборе правильной ниши и наличии достаточной экспертизы курс можно сделать за несколько месяцев и сразу приступить к продажам. Автоматизация такого бизнеса гарантирует предпринимателю стабильный доход в долгосрочной перспективе, а также возможность контролировать бизнес из любой точки земного шара.

Для входа в бизнес в сфере онлайн-образования предпринимателю достаточно качественной веб-камеры и доступа к интернету

У моды на онлайн-образование, конечно, есть и оборотная сторона: открывающиеся возможности привлекают на этот рынок непрофессионалов, желающих заработать, что засоряет информационное поле некачественным контентом. Однако со временем они естественным образом отсеиваются, так как главным показателем успешного обучения остается результативность и практическая польза от полученных знаний. Если ученик, начиная с первых онлайн-уроков, не почувствует результат, то уже не вернется в эту онлайн-школу.

Большинство студентов и преподавателей готовы к онлайн-образованию

Когда же насытится наш рынок? В обозримой перспективе предсказать невозможно. По аналогии с американским рынком, который появился 20 лет назад и до сих пор растет, можно сказать, что у нас еще есть несколько десятилетий до этого момента. Среди факторов, которые способны повлиять на развитие и насыщение рынка онлайн-образования, эксперты выделяют гибкость и мобильность образовательных процессов, использование новых технологий (виртуальная реальность, искусственный интеллект и машинное обучение), адаптивные (индивидуальные) подходы к обучению, микрообучение (разделение больших курсов на мини-программы), геймификацию и участие IT-специалистов в принятии бизнес-решений.

Образование Технологии ЦФО