Как пояснил "Российской газете" президент Superjob Алексей Захаров, работодатели сегодня обращают внимание на реальные достижения соискателей. "Образование еще может играть какую-то роль, когда претендент на вакансию только что окончил колледж или вуз и кроме этого ему еще нечем похвастаться. Когда же соискателю 25 и больше лет, он, по мнению работодателей, должен уже иметь определенные достижения", - отмечает Захаров.
Поэтому при составлении резюме в Superjob советуют сосредотачиваться именно на конкретном багаже умений и навыков, которые уже сформировались у работника, а не перечислять все дипломы.
Происходящая настройка российского рынка труда соответствует международным тенденциям, которые сформировались в экономически развитых странах достаточно давно, считает проректор Академии труда и социальных отношений Александр Сафонов.
- Работодателя в первую очередь интересует не формальное соответствие диплома должности, а реальные навыки, сформированные в рамках практической деятельности.
Сегодня никого не удивишь красным дипломом, удивлять надо способностью решать поставленные задачи. Поэтому многие западные университеты сосредотачиваются на формировании базовых компетенций: умении мыслить самостоятельно, умении искать и обрабатывать информацию, умении видеть предмет системно.
Кроме того, вузы стремятся вовлекать студентов в практику с первого курса, да и сами студенты на западе пытаются как можно раньше начать трудовую деятельность.
Алексей Зубец, проректор Финансового университета при правительстве РФ:
- "Хоронить" высшее образование пока рано. Всегда останутся сектора экономики, в которых корочка о высшем образовании останется необходимым пропуском для того, чтобы добиться профессионального статуса и высоких доходов. Речь идет прежде всего о госслужбе, где высшее образование в обозримой перспективе останется необходимым квалификационным требованием. Сложно себе представить ситуацию, при которой доступ к школьникам получит человек без высшего педагогического образования. Или в органы МВД попадет человек без юридической специальной подготовки, или на "скорой помощи" к больным приедет врач без медицинского образования. Тоже самое касается множества отраслей экономики, где остро необходимы профессиональные знания, причём подтвержденные дипломом, чтобы избежать всякого рода катастроф и неприятностей. Речь идёт об инженерных специальностях, обо всём, что связано с обеспечением безопасности человека, обороне страны и многих других сферах деятельности.
Кроме того, высшее образование останется значимым фактором трудоустройства даже в негосударственных отраслях экономики, потому что хорошее высшее образование является прежде всего тренировкой для мозгов. Известно, что студент, выходящий из стен ВУЗа, запоминает всего буквально несколько процентов от того объема информации, которой его "грузили" в течение 4 или 6 лет обучения.
Но при этом он проходит в хорошем ВУЗе тренировку на быстрое решение сложных задач, которая является одним из основных результатов вузовского обучения. Сюда же относится и расширение кругозора, которое также позволяет потом лучше учиться новому и решать сложные задачи. Так что даже при смягчении требований к наличию диплома, хорошее высшее образование, представляющее собой тренировку мозгов, останется востребованным.
И в качестве констатации хочу напомнить старый анекдот. Инженер говорит вновь набранным сотрудникам: "Забудьте всё, чему вас учили в институте, здесь у вас начнется новая жизнь!" Один парень на это отвечает: "А я в институте и не учился!" "Ну, значит, вы нам не подходите, нам нужны здесь люди с высшим образованием..." - парирует инженер.