А вот Василий Перов своим полотном "Охотники на привале" доказывает обратное. Это и пиршество народного духа, и лексикон национальной охоты, и википедия русской жизни.
Хотя знатоки сразу скажут, что так не бывает. Если среди трофеев заяц, а поодаль маячит собака - значит, охота загонная. Вот и рожок в центре картины это подтверждает. Но тогда почему среди добычи - два тетерева?
Правы, я думаю, те исследователи, которые уверяют: Перов, сам заядлый охотник, нарочно хотел создать умопомрачительную охотничью байку, не хуже тех, что рассказывает его герой. Все радости щедрой охотничьей осени собраны тут воедино.
Примечательно и то, что художник написал три авторские копии этой картины. Одну сразу купил Третьяков для своей галереи, вторую приобрел император для Русского музея, а третья путешествовала с одной европейской выставки на другую, пока не осела в музее города Николаева. Такой был на "Охотников" спрос!
Вообще-то передвижник Перов прославился полотнами о социальной несправедливости, о печалях и горестях русского народа ("Тройка", "Проводы покойника" и т. п.). Но в конце жизни он увлекся совсем иными сюжетами: по-житейски занятными, юмористическими, без всякой тенденциозности... Почему? Наверное, просто хотел успеть порадоваться жизни. Воспеть все ее прелести. Потому и написал своих охотников как пышный букет из всех живописных жанров: здесь и осенний пейзаж "с настроением", и увлекательная жанровая сцена, и роскошный охотничий натюрморт на первом плане.
"Охотники..." и их прототипыПерсонажи этого произведения имели реальных прототипов, вполне узнаваемых современниками. Эмоциональный рассказчик - это московский доктор Дмитрий Кувшинников. Его, кстати, в рассказе "Попрыгунья" вывел Чехов под именем доктора Дымова. А его жена Софья, прототип героини рассказа, и впрямь имела роман с художником Левитаном.
А скептик в простонародном армяке в центре композиции - врач и художник-любитель Василий Бессонов. А молодой щеголь, самозабвенно внимающий байкам старого враля - Николай Нагорнов, который вскоре женится на племяннице Льва Толстого, а после станет членом Московской городской управы. Так что картину вполне можно рассматривать еще и как сборище прототипов русской литературы.
Почему-то принято считать, что "Охотники на привале" - это квинтэссенция охотничьих баек. А мне думается, что трое мужчин, замахнув по рюмочке за удачную добычу, могли разговаривать о чем угодно. Например, о женщинах и тех же рюмочках. "Я к буфету за лафитничком, - нагнетает обстановку рассказчик, - а моя уже в дверях спальни притаилась за мольбертом и караулит!". Молодой (у него, скажем, канун свадьбы) напряженно внимает предстоящим ужасам брачной жизни. А старому бобылю (он посредине) смешны эти супружеские страсти.
"Охотники..." и их прототипыА может, рассказчик вообще делится своими профессиональными проблемами? Все-таки врач! Рассказывает ошалевшему слушателю: "Вскрыл брюшную полость, а там во-о-от такая опухоль!". А его коллега-скептик только посмеивается: знает, что старик уже лет пять как не оперирует...
Не зря же эта картина сама провоцирует на сочинение баек. Среди них, например, я обнаружила в интернете такую: Перов здесь предвосхитил Ялтинскую конференцию. Дескать, картину, температура воздуха около которой всегда на два-три градуса выше, чем в остальном помещении, подвергли инфракрасному излучению. Повертели так и сяк и ахнули: по композиции - как будто копия известного снимка. Рассказчик - Сталин. Напротив, сложив руки на парализованные колени, сидит Рузвельт. А скептик Черчилль развалился между ними... Более того, если наложить на эту картину карту Европы, то руки рассказчика как раз укажут на будущую линию второго фронта.
"Охотники..." и их прототипыМежду прочим, фамилию Перов незаконнорожденный сын барона Криденера получил как прозвище. Его первый учитель, заштатный дьячок, был поражен тем, как малыш владеет пером. Не помешало Василию Григорьевичу стать выдающимся художником и плохое зрение - последствие перенесенной оспы.
Уже в двадцать два года он удостоился медалей императорской академии художеств за предоставленные картины. Его считали последователем Павла Федотова, который населил русские полотна русскими персонажами, а не знойными турчанками да древними римлянами.
Но главный секрет зрительской любви к этому полотну кроется, думаю, не только в этом. Здесь мы видим, как увлекательно само по себе рассказывание о пережитом. Зачастую гораздо увлекательнее, чем событие, что легло в основу рассказа. В этом смысле я всегда считала, что дамские сплетни вполне можно считать отдельным родом искусства, на манер устного народного творчества. А мужские охотничьи байки - одним из популярнейших жанров этого творчества. Вот Перов и показал нам, как оно рождается, это искусство: выливается одним духом, все и сразу, как на удачной охоте.