Русская культура и рэпер Хаски
Жанр спектакля обозначен как "беседа о русской культуре". Это, по словам создателей, своеобразная экспедиция в мир русской культуры пушкинских времен, попытка примерить на себя одежду и образ мыслей человека той поры. И обнаружить, сколь многое осталось неизменным.
Актеры выходят в своих повседневных одеждах и прямо на сцене переодеваются в костюмы пушкинской эпохи. В финале снова меняют их на футболки -толстовки -джинсы, надевают бейджи участников Пушкинского фестиваля. Разыгрывается история дуэли. И еще зрители слушают - в начале и в конце - цитаты из книги "Беседы о русской культуре" литературоведа Юрия Лотмана.
После спектакля - обсуждения. В зале остаются зрители, можно задать вопросы режиссерам, актерам, поделиться своим мнением, поспорить, тут и критики, приехавшие в Псков из разных городов, делают профессиональный разбор.
Сразу отметили, что "Выстрел" Казанского ТЮЗа - это интересное прочтение Пушкина, удачная идея - просветить зрителя. Кому-то комментарии, цитаты показались слишком обширными, поэтому, дескать, иногда они сбивают пушкинскую интонацию. Делились своими ощущениями от увиденного, говорили о музыке в спектакле. Высказывали пожелания - что лишнее, что хотелось бы увидеть, услышать. И даже - каким должен быть финал. По-разному его поняли. Спрашивали режиссера: выстрел в конце - вы стреляете в Пушкина? Или в культуру? Вопросов было много. Для чего понадобился рэп? Зачем тут хип-хопер Хаски? Почему актер, играющий Сильвио, предстает в конце в образе Пушкина?
Режиссер Туфан Имамутдинов сказал, что считает Лотмана "последним представителем золотого века. Чтобы понять нашего классика, нам нужен посредник. И это Лотман. Иные поступки персонажей не понятны современному молодому человеку, он не всегда в полной мере осознает то, о чем писал Пушкин". Ему возразили: чтобы понять наших гениев, никакие посредники не нужны.
Марья Гавриловна, Владимир, Бурмин и метель
Моноспектакль актера МХТ имени А.П. Чехова Данила Стеклова назван "А.С. Пушкин. Из повестей Белкина" (режиссер Андрей Беркутов). Актер перевоплощается в различных персонажей - из "Гробовщика" и "Метели". Премьера спектакля состоялась в 2015 году в московском Государственном музее А.С. Пушкина. На Пушкинском фестивале спектакль сыгран дважды: в музее Псковского театра драмы и в Научно-культурном центре в Пушкинских Горах.
26-летний Данил Стеклов - продолжатель замечательной актерской династии: мама Данила - актриса театра "Сатирикон" Агриппина Стеклова, дед - народный артист России Владимир Стеклов. Данил окончил Школу-студию МХАТ, учился у Константина Райкина. В МХТ им. Чехова исполнил роли в спектаклях "Пиквикский клуб", "Мушкетеры. Сага. Часть первая", "Карамазовы", "Макбет", "Деревня дураков", "Боюсь стать Колей". Снимался в фильмах "Комбинат "Надежда", "Любовь в большом городе-3", "Мурка", "Близкие", "Жги!", "Садовое кольцо", "Амбивалентность", "Подбросы" и других.
- Сильно волновался сегодня! Признаюсь, мне очень страшно было ехать на Пушкинский фестиваль с моноспектаклем, хотя раз в два-три месяца играю его в Музее Пушкина в Москве, - сказал актер публике.
Зрители пригласили Данила приехать в Псков вместе с дедом и мамой и выступить с литературной программой, почитать Пушкина. А еще предложили посвятить спектакль "А.С. Пушкин. Из повестей Белкина" памяти Сергея Юрского, как известно, великолепно читавшего Пушкина. О уходе замечательного актера из жизни стало известно в тот день.
На Пушкинском фестивале составлена большая программа лекций. Вход на них свободный. Кандидат искусствоведения, доцент ГИТИСа Анна Степанова выступила с лекцией "Анатолий Эфрос и Дмитрий Крымов: постановки русской классики в эпоху драматического и постдраматического театра". "Пушкин в зарубежных экранизациях" - тема лекции доцента Санкт-Петербургского Университета кино и телевидения, координатора российской секции ФИПРЕССИ Алексея Гусева. Павел Руднев, доцент ГИТИСа, помощник ректора Школы-студии МХАТ, театральный критик прочитал лекцию "Советская послевоенная драматургия: магистральный сюжет", представил свою новую книгу "Драма памяти. Очерки истории российской драматургии. 1950-2010-е".