Однако, несмотря на многотысячные демонстрации и проведенные полицией аресты, признавать Гаити не демократичной страной, где нарушаются права человека, в Вашингтоне отказались. И хотя Трамп не слишком лестно, по свидетельству очевидцев, отзывался о гаитянских реалиях, менять лояльного США президента Моиза из сочувствия к голодающим демонстрантам в Белом доме не захотели. В отличие от венесуэльского президента Николаса Мадуро, нынешний гаитянский лидер Трампа устраивает.
Четверть века назад Гаити стал полигоном, на котором американцы отработали технологию смены власти в латиноамериканских государствах с нестабильной экономикой. В 1994 году президент США Билл Клинтон решил, что ему больше не по душе правящая на острове военная хунта, и захотел вернуть к власти "своего человека" - президента Аристида (известен тем, что учил сторонников сжигать политических противников при помощи облитой бензином шины, надетой на шею жертве. - ред.). Вторжению американских войск (а это были 14 тысяч морских пехотинцев и сопровождавшие их две тысячи военнослужащих из латиноамериканских стран-партнеров - ред.) предшествовала масштабная пропагандистская кампания. Жителям Гаити сбрасывали по воздуху радиоприемники и листовки, где говорилось: "Возвращение Аристида - это солнце демократии, свет законности, тепло примирения". А СNN обрабатывало западное общественное мнение: в каждом репортаже журналисты утверждали, что на Гаити нарушают демократические нормы и права человека. Не обошлось без подкупленных военных. В итоге когда американцы высадились на острове, то сопротивления не встретили. Армия бездействовала, руководство хунты бежало, и президентом стал назначенный Белым домом кандидат. Дальнейшее хорошо известно - Гаити погрязло в коррупции, и вместо обещанного Клинтоном местному населению процветания государство скатилось на последние места в мире по уровню жизни.
Теперь гаитянский сценарий в Вашингтоне используют для смены власти в Венесуэле. Нынешний хозяин Белого дома, как четверть века назад Билл Клинтон, заявляет о необходимости американского военного вмешательства, чтобы посадить в Каракасе самозваного президента Гуайдо. Активно применяется подкуп, чтобы венесуэльские военные за выделенные Вашингтоном "печеньки" отказались защищать родину. Идет агрессивная обработка общественного мнения, чтобы представить лидера Венесуэлы Николаса Мадуро попирающим демократию диктатором, а американского ставленника Гуайдо - светочем демократии, несущим национальное примирение. Однако последние крупные акции протеста состоялись в Каракасе 2 февраля, и с тех пор в городе относительно спокойно. Не имея внутренних ресурсов, чтобы продолжать борьбу, Гуайдо публично заявляет о необходимости американского вторжения и призывает Вашингтон использовать силу, чтобы завезти в страну гуманитарную помощь, которую никто у Америки не просил.
Эта помощь уже была доставлена на американские базы в Колумбии. Президент Мадуро отдал приказ заблокировать контрольно-пропускной пункт, через который США могут попытаться доставить гуманитарный груз, якобы состоящий из мыла, туалетной бумаги и продуктов питания, на территорию Венесуэлы. С 10 по 15 февраля официальный Каракас проводит учения, в ходе которых военнослужащие отрабатывают защиту от вторжения иностранной армии. "Страна сейчас ведет бой за правду и свободу Венесуэлы. Мы должны победить империалистических узурпаторов", - заявил Мадуро, обращаясь к вооруженным силам перед началом маневров.
Но нет никаких признаков того, что Белый дом отказался от планов по свержению Мадуро и готов поддержать внутривенесуэльский диалог. Напротив, американская сторона использует все возможности для финансового удушения Каракаса, одновременно стремясь заручиться поддержкой нищающего населения и "пятой колонны" с помощью дешевых бытовых подачек. О своем желании завезти в Венесуэлу помощь также заявили Евросоюз и Канада. Дальнейший сценарий гуманитарной интервенции легко просчитывается и будет во многих деталях напоминать события на Гаити 25-летней давности. На этой неделе Совет Безопасности ООН рассмотрит подготовленную Россией резолюцию по Венесуэле, где говорится о необходимости мирного разрешения кризиса и запуске диалога между сторонами конфликта. В то же время в Совбезе находится американский проект документа по Венесуэле, предусматривающий отмену выборов главы Венесуэлы, которые прошли в 2018 году, и объявление новых президентских выборов. Очевидно, в нынешнем виде оба варианта будут отвергнуты, а поиск компромисса может затянуться.
Многие эксперты считают, что уставшему от внутриполитических склок президенту Трампу нужна собственная успешная война, аналогичная той операции, которую в 1994 году провернул на Гаити Билл Клинтон. Любой вариант, при котором Мадуро останется у власти в Венесуэле, Трампа вряд ли устроит, поскольку американское общество воспримет такой сценарий как поражение Белого дома. Президент США рассчитывает на "американские печеньки" и предателей в рядах венесуэльской армии, которые откажутся защищать родину под благовидным предлогом - отсутствия в Венесуэле американских ценностей. Как, собственно, и произошло на Гаити в 1994 году.
Массовые беспорядки в Венесуэле