О том, что это возможно, "Российской газете" рассказал гендиректор нижегородского ЦНИИ "Буревестник" Георгий Закаменных. Возглавляемое им предприятие - ведущий разработчик артиллерийских систем для Сухопутных войск и Военно-морского флота России.
По словам Закаменных, сейчас создается универсальный пушечный модуль, который можно будет устанавливать практически на все виды сухопутной бронетехники, на боевые корабли и, что впервые в отечественной практике, на самолеты. Вооружение 57-мм модулем перспективных и модернизируемых боевых бронированных машин позволит повысить огневую мощь мотострелковых подразделений, сфера боевого применения которых существенно расширится за счет эффективного поражения большой номенклатуры наземных и воздушных целей.
Универсальный боевой модуль с 57-мм пушкой можно будет устанавливать, по словам разработчиков, даже на штурмовые вертолеты и военно-транспортные самолеты. И это настоящая сенсация.
Пушки на тяжелые транспортные самолеты первыми стали ставить американцы. От них же появилось название таких систем - gunship, что означает пушечный корабль, имеется в виду - воздушный. Военно-транспортные самолеты с малокалиберными пушками активно применялись армией США во время их войны во Вьетнаме. Применяются они и сейчас, правда, не массово.
Проблема в том, что для эффективной стрельбы большой самолет должен действовать на бреющем полете. Соответственно, он сам попадает под огонь крупнокалиберных пулеметов и переносных зенитно-ракетных комплексов.
Однако установка 57-мм пушки позволит самолету летать на высоте нескольких километров и вести прицельный огонь даже по маневрирующим наземным целям.
Полноценное возвращение забытого 57-мм калибра в армии и на флоте ждут с нетерпением. Тем более что новая пушка обладает высокой баллистикой, для нее разработан целый ряд перспективных боеприпасов. Она действительно станет межвидовой, то есть без проблем может быть адаптирована к любой сухопутной технике, к боевым кораблям, а теперь - и к авиационным системам.
Модули с установленным в них 57-мм автоматическим орудием уже показывали на различных отечественных военно-технических салонах. Они были широко представлены на минувшем форуме "АРМИЯ-2018". Многих впечатлила платформа "Армата", оснащенная таким модулем, и зенитная установка на базе тяжелого БТР "Бумеранг". Однако то, что столь мощные пушки могут устанавливаться и на самолеты, озвучено впервые.
Стоит напомнить, что еще в начале 1990-х в нашей стране прорабатывался вариант военно-транспортного самолета с тяжелым пушечным вооружением. В качестве летающей платформы предполагалось использовать Ил-114. Под его фюзеляжем должны были располагаться модули со 120-мм гаубицей 2С23 "Нона" и автоматической 30-мм пушкой 2А42. Тогда не сложилось. Возможно, теперь на самолете Ил-114, который переживает второе рождение, установят новый артиллерийский модуль, но уже с 57-мм пушкой.
По мнению военных, особенно тех, кто прошел "горячие точки", самолеты-ганшипы будут эффективны при борьбе с террористическими боевыми подразделениями, в частности, если те используют мобильную колесную технику типа "джихад-мобилей". Наша 57-мм пушка, с учетом высокой точности автоматической стрельбы, позволит без проблем уничтожать и беспилотники, даже если их летит целый рой.
Международная премьера универсального боевого модуля с 57-мм пушкой состоится в Абу-Даби на военно-техническом салоне IDEX-2019. Он будет представлен в рамках экспозиции, организованной "Ростехом", в который сейчас входит "Уралвагонзавод" и, соответственно, ЦНИИ "Буревестник".