13.02.2019 17:25
Кинократия

"Капернаум": мама, роди меня обратно

"Капернаум": мама, роди меня обратно
Текст:  Алексей Литовченко
Мальчику Зейну 12 лет. Плюс-минус. Точно никто сказать не может, включая его самого. Вот Зейна ведут в наручниках из тюрьмы на суд, где он выступает как истец на этот раз. За что его, такого маленького, посадили ранее, мы потом узнаем, но сразу ясно: несправедливость. А в данном процессе он выступает против собственных родителей. Обвиняемых им в том, что произвели его на свет.
Читать на сайте RG.RU

Далее следует длинная предыстория. Как до такого дошло. До наручников, тюрьмы и суда. Зейн - один из нескольких детей в семье, которая целиком ютится в мелкогабаритной квартирке посреди ливанских трущоб. Спят все вповалку на полу, мама с папой за занавеской из простыни бесстыже предаются любовным утехам, не заботясь о контрацепции. Днем все вместе трудятся. Производят наркотики из рецептурных препаратов для поставки в колонию, торгуют освежающими безалкогольными напитками. Привычный распорядок нарушается, когда сестру Зейна, того же примерно возраста, решают выдать замуж за хозяина магазина, здоровенного мужика. Тщетно попытавшись этому помешать, Зейн отправляется скитаться.

"Айка": московский гастарбайтер-блюз

Надин Лабаки, автор фильма "Капернаум", все не унимается, то и дело подбрасывая мальчугану тяжкие испытания. С которыми тот справляется, не теряя расположения духа, не ропща на судьбу. Стоически принимает он вызовы, со смекалкой подходит к решению насущных задач. На работу хоть какую просится, отказывается от подачек, берет шефство над эфиопским карапузом. Прознав о существовании волшебной страны Швеции, где у каждого ребенка есть собственная комната, предпринимает деятельные шаги к эмиграции. Но, как следует из показанного в начале, покинуть родину ему не суждено.

Фильм богат на гиперреалистичную фактуру. В главной роли - обыкновенный голодранец с пронзительным взором не по годам умных карих глаз (ему повезло больше, чем его герою - нынче он обретается в Норвегии). В остальных ролях - тоже непрофессионалы. Так что все как на духу, сермяжная правда-матка. Не без юмора, надо заметить: есть, например, такой колоритнейший худощавый старик, Человек-таракан. В костюме, как у Человека-паука, но с тараканом вместо паука на груди. То есть до крайнего пессимизма все не скатывается. Человеческий дух не сломить, справедливость должна восторжествовать - как бы говорит нам ободряюще госпожа Лабаки.

"Алита: Боевой ангел": эти чертовы глазища

И где же она, эта справедливость? Где выход из ситуации? Как побороть тотальную нищету и вернуть детям Ближнего Востока самое ценное - то, что у них отнимают? Все очень просто. На суде маленький, но уже повзрослевший Зейн толкает огненную речь, точно заправский оратор-популист. Суть которой сводится к следующему: его родителям нужно меньше рожать. И остальным родителям-беднякам, коих в регионе тьма непроглядная, тоже. А то понарожают и сидят с полным домом голодных ртов, не в состоянии их прокормить - не говоря уж о нормальном воспитании и образовании. А если б не рожали, то и проблемы бы не было.

Мысль, чего и говорить, не лишенная здравого смысла. В корень зрит пацан, не поспоришь. Слишком много детей - надо, значит, чтоб меньше было. В Ливане плохо - надо ехать туда, где хорошо. "А мы уйдем на север, а мы уйдем на север", - подобный лозунг озвучивал почти тезка режиссера в советском мультике.

В Канне фильму Лабаки 15 минут аплодировали. После чего разбрелись по ресторанам пить вино с сыром бри, обсуждая, как это чертовски мудро: меньше рожать - и в Швецию всех, чтобы там уже рожали под присмотром. Так великая сила кинематографа в очередной раз изменила мир к лучшему.

2.5

Рецензии