...Эксперт берет с витрины баночку с творогом, изучает информацию на этикетке, кладет в темный пакет, опечатывает. Каждое действие фиксируют на фотокамеру. Далее пакет помещают в переносную сумку-холодильник и отправляют в лабораторию на исследование.
- А если это фальсификат, кто будет отвечать? - волнуются продавцы.
- И производитель - за то, что выпустил некачественную продукцию, и продавец - за то, что ее продает, - поясняет эксперт. - Если вы не уверены в поставщике, проводите производственный контроль: независимо от наличия сертификата торговля обязана обеспечить качество продукции.
Напомним, проверочные листы, или чек-листы, введены с января 2018 года. По сути, это список контрольных вопросов, для каждого надзорного органа он свой - 300 и более пунктов. Вопросники опубликованы на сайтах ведомств в открытом доступе.
Идею "репетиции" проверок предложил региональный бизнес-омбудсмен Алексей Чуев, а ему, в свою очередь, ее подсказали предприниматели. По словам представителя одного из торговых предприятий Натальи Екимовой, все работники знают санитарные нормы и правила, стараются их соблюдать. Но не всегда удается поспеть за изменениями в законодательстве - с ними бизнес тоже знакомят на подобных встречах.
- Как бы предприниматели ни были подкованы, каждая проверка - все равно стресс, - говорит Алексей Чуев. - Только у Роспотребнадзора в этом году в плане 320 контрольных мероприятий. Конечно, инспекторы не вправе выйти за рамки вопросов в чек-листе. Но никто не отменял внеплановые проверки - их могут проводить по каждой жалобе. Кроме того, контролеры используют риск-ориентированный подход: чем выше степень риска, тем чаще будут проверять. С помощью подобных тренингов мы хотим подготовить бизнес. Наша задача - не пугать его проверками, а помочь избежать ошибок и нарушений.
Увы, количество последних не уменьшается.
- В магазинах обнаруживаются просроченные продукты, часто не соблюдаются условия хранения, товарное соседство, - перечисляет руководитель управления Роспотребнадзора по Курганской области Григорий Хохлов. - А в последнее время нас буквально завалили жалобами на несоответствие стоимости товара на ценнике и в кассе: в крупных торговых сетях порой за день три раза меняют ценники. Это прямое нарушение закона о защите прав потребителей. Надеемся, что подобные наглядные уроки все-таки пойдут на пользу бизнесу.
Следующий тренинг пройдет в парикмахерской.