19.02.2019 10:22
Экономика

Почему калмыцкие фермеры не хотят работать на экспорт

Почему калмыцкие фермеры не хотят работать на экспорт
Текст:  Руслан Мельников
Российская газета - Экономика Юга России: №36 (7794)
В Калмыкии отмечается резкое снижение показателей экспорта. Но, как считают специалисты, на самом деле местная продукция за границу по-прежнему идет, полученные данные отражают повысившуюся активность приезжих предпринимателей.
Читать на сайте RG.RU

- За девять месяцев 2018 года экспорт из республики в стоимостном выражении составил всего несколько тысяч долларов. Это притом что в прошлом году общегодовой экспорт составлял 500 тысяч долларов. И дело тут даже не в санкциях. Все проще: эта деятельность уходит в тень. В республику приезжают перекупщики из других регионов, которые вывозят нашу продукцию без должного оформления, а затем сами продают ее за пределы Российской Федерации, но мы не можем идентифицировать эту продукцию как калмыцкую. Разумеется, такой экспорт не идет в зачет республике, - комментирует ситуацию министр экономики и торговли республики Зоя Санджиева.

Минсельхоз намерен изменить структуру агроэкспорта

Основной экспортной статьей животноводческой республики традиционно является качественное мясо. Именно его сейчас скупают предприниматели из других регионов России, чтобы потом продавать за границу. Это происходит, в первую очередь, потому, что фермерам и даже крупным хозяйствам не хочется связываться с непростыми экспортными операциями.

- Я с детства привык работать в степи, где все понятно и просто. И самое страшное для меня - бумажки. Чем они сложнее, тем страшнее. Чтобы правильно заполнить все документы, нужно нанять человека, который разбирается в этом. И еще нужно, чтобы он не обманул. Продавать скот за границу - это целое дело. Да и чтобы заниматься этим самому, нужно время. Мне проще, если приезжает человек, покупает мясо по цене, которая меня устраивает, и сразу платит деньги. А уж что он с этим мясом делает потом, не моя забота. Я работаю, и мне хватает, - высказал свое мнение один из калмыцких фермеров.

В республиканском минэко подтверждают, что такая позиция довольно распространена. Даже те, кто пытался самостоятельно при помощи интернета разобраться в экспортных поставках, признают, что отказались от этой идеи, потому что все слишком сложно.

Рост экспорта сельхозпродукции потребует современной инфраструктуры

- Человека, который работает на животноводческой точке, пугают сложные процедуры выхода на международный рынок. Вот только из-за своей неосведомленности он даже не предполагает, что мог бы увеличить маржинальность бизнеса в несколько раз, - сожалеет Зоя Санджиева.

Чтобы повысить уровень знаний степных предпринимателей, в республике проводят бизнес-форумы и организуют выезды в соседние регионы. Как показывает практика, это помогает. Некоторые фермеры смогли расширить свой бизнес и теперь удивляются: выйти на другие регионы оказалось не так сложно, как представлялось. С этого года в республике начинает действовать центр поддержки экспорта.

- Центр будет помогать фермерам формировать и продвигать экспортное предложение, в том числе переводить информацию о калмыцкой продукции на иностранные языки. Центр возьмет на себя ее представление на международных рынках, поиск контрагентов за пределами России, организацию встреч с потенциальными зарубежными партнерами и сопровождение сделок. То есть, по сути, станет выполнять функции агентов наших предпринимателей за рубежом. Сотрудники центра будут заниматься сертификацией продукции, проводить маркетинговые и патентные исследования, на безвозмездной основе станут создавать и продвигать сайты потенциальных экспортеров на иностранных языках. А то уже бывали случаи, когда инвесторы жаловались, что попросту не могут найти в интернете информацию об интересующей их калмыцкой продукции, - рассказывает Зоя Санджиева.

Экспорт российских товаров в Китай впервые за 13 лет превысил импорт

Кроме того, Центр поддержки экспорта будет проводить так называемые реверсные бизнес-миссии, то есть прием иностранных делегаций и организацию бизнес-встреч, выставок и ярмарок в Калмыкии.

Эксперты отмечают, что координация со стороны подобного центра будет особенно полезна фермерам и мини-предприятиям, которым невыгодно самостоятельно выезжать за пределы страны ради небольшой партии экспортного товара. Впрочем, как заверяют в минэко, помощь будет оказываться потенциальным экспортерам не только сельхозпродукции, но и услуг. В первую очередь, речь идет о туризме и образовании, где, кстати, уже довольно активно проявляет себя Калмыцкий госуниверситет. К началу 2020-х годов планируется увеличить экспорт в этом направлении до миллиона долларов. .

ВЭД АПК Калмыкия Юг России