24.02.2019 23:50
Общество

Миусский трамвайный парк превратился в модный фудхолл

Текст:  Сергей Бабкин
Российская газета - Столичный выпуск: №41 (7799)
Открытие нового фудхолла в Миусском трамвайном депо в центре Москвы стало одним из самых обсуждаемых событий начала года. Исторические корпуса, признанные памятником культурного наследия, инвесторы отреставрировали и превратили в гигантский гастрономический центр. По многим параметрам он не имеет аналогов в Европе.
Читать на сайте RG.RU
Фудкорт в Миусском трамвайном парке

За судьбой Миусского депо в 2000-е годы следили и активисты из числа местных жителей, и общественники-москвоведы, и депутаты городской Думы. Это место для коренного москвича такое же культовое, как, например, Патриаршие пруды или Арбат. С Миусского депо начиналась современная история московского транспорта. Комплекс зданий строился с 1874 по 1910 год по проекту нескольких выдающихся архитекторов, в том числе Владимира Шухова - создателя еще одного архсимвола столицы, Шуховской башни. Строили депо долго, потому что вначале планировали его использовать для вагонов-конок, но перед революцией появились электрические трамваи. Понадобились совсем другие площади. Так и вырос на Лесной улице целый ансамбль, общий стиль которого историки архитектуры характеризуют как промышленная неоготика. Здания депо и вправду внешне чем-то напоминают европейские храмы. Везде - декоративные вырезки, небольшие башни. Словом, ничего общего с классическим депо - громадным двором за высоченным забором с "колючкой".

Какие соки надо пить накануне весны

Ансамбль получил статус памятника архитектуры регионального значения. Но вот свое функциональное значение год за годом утрачивал. Сначала в 1950-х депо перестроили в троллейбусное, пришлось переделывать и въездные ворота, и некоторые другие сооружения. Потом, когда город постепенно стал отказываться от троллейбусов, депо закрыли. Естественно, по городу пошли разные слухи о судьбе памятника, вроде бы никому не нужного. А когда по этой территории провели аукцион на долгосрочную аренду, по соцсетям понеслось классическое "ну все, пропал дом". На самом деле обязательным условием аукциона было восстановление всего комплекса зданий. Как рассказал глава департамента культурного наследия Алексей Емельянов, комплекс восстанавливался по историческим чертежам. Были реконструированы все декоративные элементы, даже въездные ворота - и те вернули в трамвайные габариты. На пол вернули историческую плитку. Кое-что, правда, переделали на современный лад, но это в основном - инженерные системы, вентиляция, сигнализация. Но главное - здесь открылся один из крупнейших в Европе фудхоллов. Рынок, где собраны, наверное, самые популярные товары со всего мира, и сеть ресторанов. Но это не привычный нам фуд-корт в ТЦ с бургерами, стрипсами и крошкой-картошкой. Закуски в "Депо" (так называется заведение) гораздо более прихотливы.

На Лесной улице открылся один из крупнейших в Европе рынок, где собраны самые популярные товары со всего мира, и сеть ресторанов

Во дворе депо, где раньше ночевали трамваи и троллейбусы, - теперь автомобильная парковка. Хотя фудхолл работает, как здесь говорят, "в тестовом режиме", свободных мест все равно мало. Парковка платная, зато гости "Депо" не заставляют машинами Лесную. Внешне все сильно напоминает обстановку в "Красном Октябре". С той лишь разницей, что в "Депо" еще не все помещения обжиты, то и дело встречаются надписи "Скоро открытие". Первое, что бросается в глаза - троллейбусы. Два из них, как видно, стоят просто как украшение в центре зала, а в одном открыли цветочный магазин. Но главное тут - еда. Столики и стойки идут почти по всему периметру продуктового рынка. В таком формате в Европе торгуют уже более ста лет, в Америке - с начала 2000-х. У нас же рынок общественного питания дорос до таких отметок только несколько лет назад. Именно тогда в Москве начали превращать рынки из обычных мясных и овощных рядов в центры народного притяжения. Самый яркий пример - Даниловский рынок. Или как локальную иллюстрацию назовем недавно открытую всесезонную ярмарку в Кузьминках. То, что корреспонденты "РГ" увидели в депо, прекрасно вписывается в новый формат.

В столичных районах появятся собственные культурные центры

В воскресенье по рынку ходили в основном семьями. "Ничего себе - помидорки по 800 рублей кило, - жалуется жене отец семейства Василий Ухов. - Ну, правда, мясистые, не то что в гипермаркетах". Рядом, правда, лежат томаты и по 300 - только помельче, но тоже узбекские. "Ой, ой, смотри-ка, - раздается подростковое ликование из рыбного отдела. - Сфоткай-ка меня, Мишаня, с этим крабом!". Краб и вправду огромен, сидит со своими собратьями в цилиндрическом аквариуме посреди зала. Мидии, устрицы, осетры - такого разнообразия мало где встретишь даже в Москве. Цены - весьма. Все потому, что тут сделана ставка на эксклюзивные продукты. Даже одна из популярных закусочных открыла здесь торговую точку с обновленным ассортиментом, где блинчики (обычные блинчики) стоят больше тысячи рублей. Правда, начинка там - черная икра. Так что московскому гурману действительно есть смысл проследовать, подобно трамваю, в депо. Единственный момент - на фудхолле довольно тесновато за столиками. Одно дело, когда жуешь шаурму в ТЦ, толкаясь локтями с соседом с картошкой фри в зубах. И совсем другое - когда обедаешь блином с фуагра. Впрочем, с едой можно уйти на второй этаж - там посвободнее.

Главный же принцип депо - рынок для семьи или большой компании. Например, пока ходишь за овощами (цены тут есть разные), можно сына отправить посмотреть на драку раков в большом аквариуме, а самому затовариться и попутно заказать шашлык. Потом здесь же не спеша пообедать или поужинать. Как уже писала "РГ", москвичи действительно в последние годы стали реже готовить дома и чаще посещать кафе и столовые. По деньгам это - не слишком экономно, но по времени - вполне.

Образ жизни Гастрономия Москва Столица