24.02.2019 19:03
Общество

Почему две молодые мамы в Санкт-Петербурге подрались в детском саду

Обычная ссора в родительском чате переросла в поножовщину
Текст:  Владимир Емельяненко Евгения Цинклер
Российская газета - Федеральный выпуск: №41 (7799)
Две молодые мамы в Санкт-Петербурге подрались прямо в детском саду. Ножевые ранения, "скорая помощь", полиция... Причина обескураживает - одна из них удалила другую из родительской группы в WhatsApp.
Читать на сайте RG.RU

Что это? Холивар, а говоря проще, интернет-склока вышла в "реал"? И привычная для родительских чатов специфическая манера разговора с малознакомым человеком спровоцировала поножовщину? И это тоже. Но это еще и история о рождающем агрессию одиночестве в большом городе, который с трудом принимает чужаков со сложной судьбой.

Анастасия и Людмила очень разные. 26-летняя Настя красива, стройна, со вкусом одевается, излучает уверенность в себе и явно не бедствует. 28-летняя Люда - невысокая простушка, на лице ни грамма макияжа, волосы стянуты в незатейливый хвост, матери-одиночке с двумя детьми, да еще и недавно переехавшей в Питер, не до изысков. Казалось бы, сочувствие стороннего наблюдателя должно быть на стороне Людмилы. Но именно она несколько раз ударила Анастасию ножом, и модельная внешность той теперь испорчена свежим шрамом на лбу.

СК Приморья оценит действия учителей школы после избиения ученика

Место действия - обычный государственный детсад N45 в Адмиралтейском районе Петербурга: Коломна, достоевские места, интеллигентные, в принципе, жители - полицейским здесь точно нечего делать. Но одно февральское утро в детсаду началось с неслыханного переполоха - в прихожей подрались мамы. Прибежавшие на крики воспитатели застали женщин изрядно потрепанными, лицо Насти заливала кровь. "Множественные колото-резаные раны головы", - констатировали в больнице. Пришлось накладывать швы. Кроме того, у обеих мам медики зафиксировали ушибы и гематомы.

И Анастасия, и Людмила считают себя потерпевшими. Во всяком случае и та, и другая оставили заявления в полиции.

- Людмила все время просила помощи, требовала общения: ей грустно, поговорите с ней, подвезите ее домой... Мы устали и решили удалить ее из чата. На что пришло сообщение уже лично мне в таком духе: "Тварь, что ты сделала? Почему ты меня удалила?". Я ответила: "Ты бесполезна для этой группы". В ответ получила: "Я взорву твою машину вместе с ребенком", - рассказывает Анастасия.

Угрожающих сообщений в телефоне у Насти не осталось. Говорит, Людмила сразу же их стерла - в WhatsApp это возможно. Поэтому следствию она сейчас может предъявить скриншоты переписки, в которой остались только ее фразы. Последняя: "Если тебе не с кем пообщаться, заведи себе хомячка". Неприятно. Но все же не настолько, чтобы бросаться на человека с ножом.

Люда, в отличие от Насти, успела сохранить скриншоты нервного общения в мессенджере и готова предъявить их следователям. Среди них, например, есть фраза: "Ты сама себе приговор подписала, ублюдина".

Нужно уметь общаться с "понаехавшими" без высокомерия и жлобства. Агрессия выплескивается не только на "чужих", но как инфекция, передается детям

История некрасивая. Но, понятно, что каким бы острым не был конфликт, в конечном итоге больше вины лежит на Люде - это она пустила в ход нож. Может быть, ее затравили в родительском чате за бедность, навязчивость, за то, что не вписывалась? Тональность сохранившихся сообщений позволяет предположить, что да, такое возможно. Хотя родители это отрицают.

В отделе дознания УМВД по Адмиралтейскому району приняли решение о возбуждении уголовного дела в отношении Людмилы за "умышленное причинение легкого вреда здоровью". Анастасия надеется, что ее обидчицу все-таки привлекут по более серьезной статье - за покушение на убийство.

Пока правоохранители разбираются, действующие лица конфликта свыкаются со своей внезапной популярностью. Когда готовился материал, Людмила и Анастасия собирались в Москву на съемки ток-шоу.

Мнение

Владимир Кудрявцев, доктор психологических наук:

- Дело даже не в социальном расслоении, оно было всегда. Современное государство дает нам базовые свободы - перемещения, права собственности и т.д., а дальше мы должны понять и принять, что региональная и внешняя миграция потоков людей будут расти, а вместе с ними меняться правила человеческого общежития. И мы должны уметь общаться с "понаехавшими". Без снобизма, высокомерия, жлобства. Нельзя копить агрессию, она потом выплескивается не только на "чужих" окружающих, но как инфекция передается детям. Жизнь требует солидарности общества. Нужно искать такие формы современной жизни, которые стирают различия - между богатыми и бедными, взрослыми и детьми, мигрантами и местными жителями мегаполиса.

Что школа может сделать с терроризирующим класс хулиганом

Владислав Никитин, директор социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних "Дом милосердия":

- Сейчас увеличилось количество проблемных родителей. Дело в том, что нынешние молодые мамы и папы - это дети 90-х, у них специфический социально-диагностический профиль. Уровень их воспитательской компетенции недостаточен, ведь они сами незрелые, недовоспитанные, недолюбленные в силу того, что их родители в те сложные годы не могли уделять детям достаточно внимания.

Произошедший в 90-е сбой традиций - вот одна из главных причин. Советский уклад - плох он был или хорош - но это были определенные традиционно сложившиеся способы воспитания. Их слом прежде всего ударил по семье. Кроме того, в тех же 90-х годах образовательная среда отказалась от воспитания, заявив: все, теперь в детсадах и школах только учат.

И что получилось? Компот! Ненужное и вредное смешение. Семья слишком глубоко внедряется на территорию образования, это имеет свои отрицательные стороны. Драка мам - яркий пример. Что они делили? Зачем? Детский сад - это вообще не их зона ответственности.

Печально, что педколлектив (а хороший коллектив еще поди собери) становится заложником этих разборок. Руководство детсада сейчас еще и по шапке получит, а уж оно-то точно ни в чем не виновато.

Семья и дети Санкт-Петербург Северо-Запад