В самом начале разговора уже прозвучала новость - финансирование российского кино планируется увеличить. А в целом эксперты поговорили:
О премьерах
Какие самые ожидаемые премьеры 2019 года?
Павел Степанов: Каждый выходящий российский фильм для меня важен. И я считаю победой любой из них. И "Движение вверх", и "Собибор". Да, сборы отличаются в разы, но это не отменяет значимости каждой работы. И таких фильмов в 2019 году будет, мне кажется, достаточно. И "Т-34", и "Тобол", и комедии "Семь ужинов", "Громкая связь" и так далее.
Вячеслав Тельнов: Поддержка остается на том же уровне, как и в прошлом году, не менялась - 3 миллиарда. У нас действует трехлетнее соглашение между министерством культуры и Фондом кино, где все четко расписано. Сейчас проходят конкурсы компаний-лидеров. Они еще не закончены, но, мне кажется, через два года мы увидим весьма зрелищные картины. Что касается этого года, притча во языцех "Т-34", "Громкая связь" и вообще весь новогодний блок, сейчас доля российского кино 56,6% по сборам и 58,4% по посещаемости зрителей. Такого не было никогда. Но эту долю надо держать - впереди весна, лето, осень. Недавно вышла историческая драма "Тобол". Фильм очень хорошо был поддержан в регионе. Посмотрим, как проявит себя в прокате. Многое будет зависеть от рекламы. Насколько я знаю, там подключился Первый канал. Далее - комедия Резо Гигинеишвили "Трезвый водитель", "Миллиард" Романа Прыгунова с Владимиром Машковым в главной роли. Блокбастер Павла Лунгина "Братство" - афганская тема, к которой давно не возвращались. Фильмы "Балканский рубеж", "Тайна печати дракона", "Вратарь Галактики". И набор анимационных фильмов "Гурвинек. Волшебная игра", "Большое путешествие", продолжение мультфильмов "Урфин Джюс", "Фиксики", "Иван-Царевич". И, конечно, "Союз Спасения" Андрея Кравчука и "Притяжение 2" Федора Бондарчука. Они появятся в новогоднем прокате.
Об успехах
Зритель пошел на российское кино - это ведь очень важно?
Павел Степанов: Больше 27 процентов! И это действительно важная история - то, что зритель идет смотреть российские фильмы. И он ждет их! Мы это видим по тому, что сейчас активно развивается все, что связано с предзаказами, когда билеты покупаются заранее. Раньше такого не было. Во-вторых, мы анализируем, смотрим и видим по отзывам свидетельства того, что различные отечественные картины вызывают растущий интерес у российского зрителя. И еще один значительный итог - желание смотреть эти фильмы не один раз. Даже в кинотеатры люди ходили по несколько раз на одни и те же фильмы.
О квотах
Вопрос о квотировании зарубежного кино снят окончательно?
Павел Степанов: Я бы немножко переформатировал ваш вопрос. Конечно, мы будем предпринимать меры для продвижения российского кино и действовать согласованно с представителями индустрии. Но вопрос, связанный с квотированием, - не есть самоцель. Самое главное, чтобы кино развивалось. Сейчас мы видим, что российское кино растет, вызывает интерес у зрителей. И, соответственно, на сегодняшний день вопрос квотирования остро не стоит. Мы работаем на прием соответствующих запросов со стороны нашей индустрии.
Как посмотреть кино в небольших городах
Коллеги из газеты "Белгородские известия" пишут, что там, например, не было таких картин, как "Кислота", "Человек, который удивил всех" и других. То есть хорошие картины доходят до городов крупных, но до средних и малых практически нет. Как быть с этим?
Вячеслав Тельнов: Есть проект поддержки малых населенных пунктов, который с 2015 года осуществляется Фондом кино и министерством культуры. Изначально он предполагался как социальный, но сейчас он уже выходит за эти рамки - и по числу зрителей, и по количеству сеансов. Основная задача: кинотеатры должны показывать 50 процентов российского кино. Здесь есть свои минусы и плюсы, но система заработала. В ближайшие четыре года мы откроем еще 800 залов. Сейчас поддерживаем кинотеатры в городах с населением до 500 тысяч, а будем поддерживать и в городах до миллиона. То есть - охватили практически все регионы страны, и этот процесс будет развиваться. В течение года займемся дистрибуцией в малых городах. Многие люди в стране вообще годами не видели новое российское кино и не знают, что оно собой представляет. Нам удалось сделать так, чтобы узнали. Были проблемы с доставкой фильмокопий в какой-то регион - это гораздо дороже, чем показ в кинотеатре, и Фонд кино оказывает материальную поддержку. Разрабатываем новые возможности доставки - будет, например, задействована система спутниковой связи.
О документальном кино
На церемонии вручения "Золотого орла" известный режиссер и продюсер Сергей Мирошниченко сказал, что в самом тяжелом состоянии у нас находится кино документальное.
Ольга Любимова: Действительно, это для нас отдельная боль, потому что есть специфика игрового и неигрового кино.
Когда Гильдия или Ассоциация неигрового кино спрашивает о том, какая у нас "дорожная карта" или каков план по развитию индустрии, в ответ можно высказать недоумение, потому что это они должны "трясти" министерство, предлагать миллионы идей и так далее.
И в неигровом кино есть свои мейджоры, свои лидеры. Это люди, которые прокатывают свои картины. Когда на "Золотом орле" вышли победители, снявшие замечательное кино "Медведи Камчатки", первое, что сказал продюсер Мирошниченко, что не одной сменой это снималось. У них был огромный бюджет. Они - фанаты своего дела - искали средства, заработали в прокате.
У нас в министерстве поддерживается порядка 200 с лишним неигровых фильмов в год. И региональных студий много. Более того, в министерстве бесконечно обсуждали вопрос о поддержке компаний, которые создают контент для телевидения. Нет больше неигрового кино на телевидении, и это - проблема. Нужно думать про индустрию, тогда будет результат. И не только министерству культуры, но и министерству цифрового развития, связи и массовых коммуникаций, курирующему федеральные каналы. Вот в этом смысле должны работать смежно два ведомства. Но не только они, но и сами производители. Не может быть, скажем, 400 отдельных компаний, профильной деятельностью которых является неигровое кино. Нужно уметь договариваться, должна быть коллаборация.
О детском кино
У вас есть программа поддержки детского кино, сейчас собираются для него и анимации выделить дополнительное финансирование...
Павел Степанов: Да, что такое детское кино? "Т-34"? То есть дети должны смотреть этот фильм или нет? Если мы хотим воспитывать детей на позитивных примерах - это одна история. Если хотим сузить детское кино до историй про первоклассниц - другая. Сейчас много интересного происходит в сфере семейного кино, игрового и анимационного. Министерство всегда старается поддерживать любые проекты, связанные с детской тематикой, просветительные и воспитательные. Сейчас идет "Год театра" и заложены большие деньги на финансирование детских театров в течение ближайших трех лет. Вручены правительственные премии лучшим детским спектаклям - они были собраны со всей страны, был жесткий отбор, и в регионах нашли много интересного. Обеспечена поддержка детских театральных фестивалей.
Ежегодно в апреле
10-й юбилейный онлайн-фестиваль "Дубль Дв@" в апреле проводит "Российская газета". Наш кинозал - весь мир: в интернете на сайте "РГ" можно будет смотреть фильмы, которые не получили большого проката, спектакли музыкальных театров страны.
Павел Степанов: Это очень хорошая инициатива, спасибо вам большое, что вы это делаете. Ведь традиционный выход в прокат - это всегда сложная история: нужно вкладываться в рекламу, в продвижение, в копии - расходы существенные. Естественно, не все хорошие картины попадают в кинотеатральный прокат. Ваш фестиваль позволяет привлечь внимание к фильмам, о которых мало кто знает, - очень важный проект, мы постараемся его поддержать.