Как вы оцениваете двустороннее взаимодействие с Российской Федерацией? Планируете ли в обозримой перспективе посетить Москву?
Радован Вишкович: У нас действительно корректные и хорошие отношения с Российской Федерацией. Я хотел бы поблагодарить российское руководство, прежде всего, президента Владимира Путина за поддержку, которая оказывается Республике Сербской все эти годы. Так, нападки на РС в значительной мере прекратились лишь после того, как Москва твердо поддержала нас. Это касается и площадок ООН, в частности, Совета безопасности. Вы также знаете, насколько мы благодарны покойному послу Виталию Чуркину, который 8 июля 2015 года не допустил принятия британской резолюции, обвинявшей сербскую сторону в геноциде мусульманского населения в Сребренице. Ее последствием стало бы то, что весь сербский народ признавался в качестве виновного в геноциде. Мы никогда не забудем эту помощь со стороны РФ. Так и посол РФ в БиГ Петр Иванцов в рамках Совета по выполнению Мирного соглашения не позволяет безосновательных и неаргументированных выпадов в сторону РС. Кроме того, посредством взаимодействия с постпредством России в Совбезе ООН мы имеем возможность представить общественности наш отчет о ситуации в БиГ, дезавуировав некоторые посылы Высокого представителя, которые обычно направлены против РС и сербского народа. Что касается посещения Москвы, то я бывал там неоднократно. Обязательно приеду и снова. Хочу также отметить, что я доволен и тем, что Баня-Луку регулярно посещают высокопоставленные делегации из России, к нам приезжают и губернаторы из РФ.
Министр транспорта РС Неджо Трнинич на днях заявил, что уже в апреле можно ожидать появление прямого авиарейса между Москвой и Баня-Лукой. Может ли это, на ваш взгляд, позитивно повлиять на развитие нашего сотрудничества?
Радован Вишкович: Это, естественно, должно придать позитивный импульс двусторонним отношениям. Я уже обсуждал этот вопрос и с главой представительства РС в России Душко Перовичем. А, как известно, мы теперь имеем и канцелярию нашего представительства в Санкт-Петербурге. Задача - сделать это рейс регулярным и прибыльным. На данном этапе решили попытаться презентовать в РФ наш туристический потенциал, пригласить представителей российских компаний первыми воспользоваться новыми рейсами в Баня-Луку и познакомиться с наши природными возможностями, в том числе и ощутить на себе действия минеральных лечебных источников. Это стало бы презентацией и туристического, и медицинского потенциала Республики Сербской, позволило бы увеличить туристический обмен между нашими странами. Таким образом, резюмируя, прямое авиасообщение позволило бы нам упростить и улучшить коммуникацию, содействовало бы укреплению двустороннего взаимодействия между Республикой Сербской и Российской Федерацией.
В Баня-Луке осуществляется возведение русcко-сербского храма в честь Святых Царственных Страстотерпцев. Что он значит лично для вас и Республики Сербской в целом?
Радован Вишкович: Достаточно упомянуть о том, что министр иностранных дел России Сергей Лавров и на тот момент президент Республики Сербской Милорад Додик вместе посетили освященное основание храма. Это демонстрирует серьезность отношения к возводимому центру и с одной, и с другой стороны. Мы надеемся использовать эту возможность для того, чтобы позвать на предстоящее открытие русско-сербского храма Владимира Путина. Сам же факт возведения подобного объекта говорит о многовековой связи и дружеских отношениях между нашими народами, стремлении укреплять сотрудничество. Таким образом, мы на деле показываем то, о чем неоднократно говорилось ранее.
В Боснии и Герцеговине нет консенсуса по вопросу о целесообразности интеграции страны в Североатлантический альянс. При этом в 2017 году Народная Скупщина (НС) Республики Сербской приняла "Резолюцию о защите конституционного порядка и объявлении военного нейтралитета", чем, по сути, заблокировала дальнейшую интеграцию БиГ в НАТО. Но Запад настойчиво "тащит" страну в военно-политический блок, несмотря на мнение подавляющего большинства жителей РС. Какова ваша позиция по данному вопросу?
Радован Вишкович: Моя позиция более чем ясна. Когда принималась резолюция, я являлся депутатом Народной Скупщины и голосовал за ее утверждение. Сейчас, как глава кабинета министров РС, ощущаю ответственность за реализацию этой резолюции. Все представители из Республики Сербской на всех уровнях в БиГ обязаны уважать решения НС и опираться на указанную резолюцию. Следует учитывать, что и Сербия приняла аналогичную резолюцию о военном нейтралитете, об отказе от интеграции в НАТО. Мы в данном вопросе ориентируемся на Белград. Так, если в какой-то момент Сербия изменит свое решение, тогда можно было бы подумать и об изменении позиции РС. До этого момента Республика Сербская однозначно не рассматривает даже возможность интеграции в НАТО, активации плана действий по членству в НАТО для БиГ, несмотря на огромное давление извне. Хочу напомнить, что наш опыт взаимодействия с Североатлантическим альянсом негативен, болезнен и трагичен. И это случилось не сто, не тысячу лет назад, а всего двадцать. Тогда натовцы осуществляли бомбардировки РС и Сербии, убивали наших детей, разрушали Республику Сербскую. Сейчас наши мирные граждане страдают от раковых заболеваний, ощущая на себя последствия применения обедненного урана. Это весомое основание для того, чтобы мы не стремились в НАТО.
Эксперты постоянно предупреждают, что в БиГ существует террористическая опасность, вероятность формирования баз экстремистов после их возвращения из Ирака и Сирии.
Радован Вишкович: Террористическая угроза существует, и мы со всей серьезностью относимся к ней. За прошедшие несколько лет в Боснии и Герцеговине уже произошло несколько террористических актов. Кроме того, в Боснии и Герцеговине сейчас разворачивается и миграционный кризис. Беженцы попадают на нашу территорию без каких-либо документов, что не позволяет идентифицировать их. В их рядах находятся террористы и потенциальные террористы. А ведь в Боснии действуют отдельные организации, пропагандирующие религиозный экстремизм. Мы, в Республике Сербской, обеспокоены происходящим и предпринимаем все необходимые меры для противодействия угрозе. Предупреждаем об этом все органы власти в БиГ и регионе, но, к сожалению, не везде встречаем понимание и поддержку.
Балканы часто называют "Пороховой бочкой Европы". И сейчас ситуация здесь далека от стабильной. Может ли в регионе вновь дойти до вооруженного конфликта?
Радован Вишкович: Я не хочу даже думать о новом вооруженном конфликте. Балканы - это "пороховая бочка", что не является новостью и отражает многолетние тенденции в регионе. И все события в Боснии и Герцеговине - террористическая угроза и миграционный кризис, в Косово и так далее, все они подтверждают тезис о "пороховой бочке". Между тем, я надеюсь, что на Балканах кровопролития вновь не произойдет, так как это никому не принесет пользы, а только станет причиной для страданий народов. Я хочу верить в то, что международное сообщество, подразумевая и Россию, как ключевой фактор на мировой политической арене, не допустит какого-либо вооруженного конфликта в регионе. Верю, что все открытые вопросы на Балканах могут быть урегулированы мирным путем и заключением взаимоприемлемых договоров. Но ключ к устранению разногласий находится не только в руках народов, населяющих полуостров, но и в руках глобальных игроков, что неоднократно подтверждалось историческими процессами. Вместе с тем мы живем в 21 веке, когда упор делается на развитие технологий и научный прогресс. В этой связи я уверен, что конфликт в нашем регионе не может принести пользу геополитическим силам, а - только ущерб. Надеюсь, что Россия, США, Германия, Евросоюз не позволят "горячим головам" спровоцировать какую-либо новую конфронтацию на Балканах.
*Это расширенная версия текста, опубликованного в номере "РГ"