Омичка Юлия Чуприна продает в сети "Инстаграм" свежую пасту ручной работы. Итальянские тальятелле и равиоли молодая мама делает сама из натуральных продуктов. У Юлии уже появились постоянные покупатели, и теперь она мечтает об открытии собственного маленького кафе.
- Идея делать пасту на заказ возникла у меня совершено спонтанно, - рассказывает Юля. - У нас с мужем был небольшой бизнес - мы занимались организацией квестов. Но появилось много конкурентов, и он стал нерентабельным. Мы оказались на мели. Я сидела дома с детьми и делала на ужин макароны собственного приготовления - мои домашние их очень любят. И вдруг появилась мысль: а почему бы не попробовать их продать? Разместила фото свежей пасты в своей социальной сети, и тут же появился первый покупатель.
Итальянскую пасту омичка училась готовить сама - по видео-роликам на YouTube-каналах. Экспериментировала с мукой из твердых сортов пшеницы, добавками из свежих ягод и овощей - шпината, свеклы, томатов, смородины. Готовила для малышей необычную шоколадную пасту. Придумывала различные соусы и начинки. Оказалось, спрос на такую продукцию достаточно высок. Паста ручной работы пришлась омичам по вкусу.
- Открытие бизнеса обошлось мне всего в пятнадцать тысяч рублей: на эти деньги я приобрела тестомес, машинку для раскатки теста и продукты, - подсчитывает расходы Юля. - Пришлось также задуматься и об организации производства. Как выяснилось, многие горожане пока не готовы покупать еду с домашней кухни. Родители мужа владеют своей столовой - там мне выделили рабочее место. Заказчиков заметно прибавилось.
Сегодня рабочий день молодой предпринимательницы складывается следующим образом. Утром Юля принимает заказы в "Инстаграм", отвечает покупателям в мессенджерах и начинает готовить пасту. Вечером вместе с супругом развозит свежие макароны и равиоли заказчикам.
- Особенности ведения бизнеса в социальных сетях я изучала по интернет-каналам и на собственном опыте, - говорит Юлия. - Чтобы привлекать покупателей, недостаточно выкладывать в аккаунт красивые фотографии и подбирать хэштеги. Я провожу конкурсы среди своих подписчиков, организую мастер-классы, публикую рецепты. Пользователям также важно не только видеть своими глазами процесс приготовления пасты, но и знать, что происходит у тебя в жизни. Поэтому регулярно снимаю и размещаю Сторис. Оформляю посты с отзывами и фотографиями моих клиентов - чтобы была обратная связь. Заказываю тартегированную рекламу.
По словам Юли, первую прибыль интернет-аккаунт начал приносить уже на втором месяце. А спустя полгода ее хобби стало маленьким семейным бизнесом.
По оценкам экспертов, на омском интернет-рынке работает уже несколько сотен личных торговых аккаунтов. И их количество растет с каждым днем. Наиболее востребованный товар в социальных сетях - одежда, на нее приходится пятьдесят процентов сегмента. В лидеры спроса также входят украшения, косметика, кондитерские изделия и предложения различных услуг, например, маникюра или стрижки.
Площадка для размещения контента выбирается в зависимости от потенциальной аудитории. К примеру, в "Инстаграм" хорошо продаются домашние торты или букеты - благодаря красивым фотографиям. "Вконтакте" востребованы почти все виды хэндмэйда и частные услуги. А вот детские товары лучше предлагать на форумах или в сообществах, где зарегистрированы молодые мамы.
История развития частной компания по сбору и продаже дикорастущих продуктов "Дары Сибири" супругов Инны и Дениса Максимовых начиналась с объявлений на профильных форумах и страницы "Вконтакте".
- Мы увлекались туризмом и часто выезжали в отдаленные уголки Омской области, на дикую природу, - рассказывает Инна Максимова. - Собирали ягоды, грибы, лечебные травы. Излишки продавали. Первые заказы начали поступать благодаря сарафанному радио - знакомые рассказывали о нашем увлечении своим приятелям, давали ссылку на нашу страничку. Горожане стали обращаться к нам с просьбами - привезти кедровые орешки, березовый сок или забавные веточки и кору для школьных поделок. Вот так постепенно мы и обзавелись постоянными покупателями и даже не заметили, как увлечение превратилось в бизнес.
Сегодня семья Максимовых не только собирает дикоросы, но и замораживает их и перерабатывает. Супруги делают витаминный чай из высушенных трав, варят полезные морсы и домашнее варенье, маринуют черемшу. Особенной популярностью у омичей пользуются деликатесы из хвои и сосновых шишек.
- Принимаем и самые необычные заказы - например, собрать дикие злаки для попугая или найти кусок торфа в первозданном виде, - говорит Инна.
Никакими особенными методиками продвижения аккаунта в соцсетях Максимовы не пользуются. По их словам, лучший способ привлечь покупателей - семейные фотографии из омской тайги. Снимки первозданной природы набирают рекордное количество лайков и репостов.
- Продажи товара при помощи личных страничек - это первый шаг к предпринимательству, - полагает директор по развитию ИТ-компании Asmart Анна Захарченко. - На этом этапе продавцы изучают рынок, выясняют, есть ли спрос на их продукцию, приобретают первых клиентов. Распространенность и доступность соцсетей помогают начинающему предпринимателю занять свою нишу, минимизируя возможные риски. Следующий шаг - создание интернет-магазина и официальная регистрация ИП. Третий этап - открытие торговой точки оффлайн или шоу-рума.
По данной схеме развивались многие популярные сегодня омские магазины и студии.
- Свое первое объявление об услугах маникюра я разместила на форуме "Омскмама", когда находилась в декрете, - рассказывает омичка Алена Родионова.- Потом у меня появились странички в соцсетях "Вконтакте" и "Инстаграм". А теперь я открыла собственную студию маникюра и педикюра и стала индивидуальным предпринимателем. Но большинство клиентов по-прежнему приходит ко мне из социальных сетей.
С личных торговых аккаунтов начинали строить свой бизнес и известная по всей стране омская фабрика по изготовлению кресел-мешков Бабл, и востребованный за рубежом бренд MyBacio, выпускающий сумочки и клатчи из дерева.
Новый формат торговли послужил толчком и для развития сопутствующих видов бизнеса. В Омске уже открылись производства фотофонов для красивых снимков в соцсетях и упаковки для хэндмэйд-товаров.
Денис Моисеев, член Омского областного союза предпринимателей:
- Рост продаж через социальные сети вполне объясним, ведь они давно стали неотъемлемой частью нашей жизни. Все больше пользователей проводят время в интернете не на стандартных ресурсах, а в мессенджерах и соцсетях. Для многих молодых людей это уже не набор технологий, а естественная среда обитания. Бизнес перемещается следом за клиентами. Мне известны истории, когда популярные и востребованные торговые аккаунты создают 14-15-летние подростки. Между тем они никогда не смогли бы открыть обычную торговую точку из-за возраста и необходимости ее регистрировать официально.
Единственное, что беспокоит сегодня начинающих предпринимателей, - страх перед налоговой инспекцией и надзорным органами. Специального регулирования продаж в социальных сетях не предусмотрено. По закону здесь действуют те же правила, что и для других способов продажи: необходимо зарегистрироваться в качестве юридического лица или индивидуального предпринимателя. Однако у большинства владельцев торговых аккаунтов минимальные обороты. Поэтому многие из них не торопятся легализовывать свой бизнес. Многие хотели бы зарегистрироваться как самозанятые и платить налог в четыре или шесть процентов. Но специальный налоговый режим действует пока только в четырех субъектах РФ.