04.03.2019 00:00
Общество

Мифы о российских препаратах и аптечном ретейле вредят потребителям

Мифы об отечественных препаратах и аптечном ретейле вредят потребителям
Текст:  Евгений Нифантьев (председатель Координационного совета Российской ассоциации аптечных сетей (РААС))
Российская газета - Спецвыпуск: Здравоохранение №47 (7805)
Тема лекарственного обеспечения волнует всех, потому что мало кому удается обойтись вовсе без лекарств. Каждый из нас пользуется услугами аптек и нередко свои претензии по любым вопросам лекарственного обеспечения адресует именно им.
/ Артем Геодакян / ТАСС
Читать на сайте RG.RU

Популярной темой деятельность аптек стала и для многих общественных персон. О ней много говорят, в большинстве случаев - в негативном контексте, но мало кто пытается разобраться в том, как устроен розничный фармрынок. В связи с этим в обществе сформированы мифы об аптечном бизнесе.

Самый распространенный, что аптеки - это сверхприбыльный бизнес. Возможно, так было лет 10-15 назад, когда их было мало и конкуренция в этом сегменте практически отсутствовала.

Сейчас статистические данные говорят о другом: рентабельность отечественных аптечных сетей в среднем не превышает одного процента. Для сравнения: чистая прибыль крупнейшей мировой сети Walgreens Boots Alliance составляет 4 процента.

Комиссии при оплате картой в аптеках могут быть снижены

Низкая доходность в аптеках обусловлена тем, что сегодня аптечный ретейл является едва ли не единственным примером почти совершенной конкуренции. Налицо все ее признаки: большое количество покупателей и продавцов - сегодня в России работает более 60 тысяч аптек. Конкуренция между ними настолько велика, что все они работают на минимальной марже. При этом половина продаж осуществляется в аптеках, представляющих средний и малый бизнес. Во всех аптеках продается однородная продукция, отсутствуют серьезные барьеры для входа на рынок и выхода с него. Для того, чтобы открыть аптеку или небольшую сеть, нет необходимости строить дорогостоящие распределительные центры, как в продовольственном ретейле. Войти на этот рынок несложно: арендовал помещение, сделал там ремонт, купил оборудование, нанял персонал с фармацевтическим образованием, получил лицензию - и вперед. Дистрибьюторы обеспечат тебя любыми необходимыми препаратами уже на следующий день.

Деятельность аптек практически полностью открыта - у любого человека имеется полнейший доступ к информации о лекарствах. Уже больше двадцати лет у покупателей есть возможность сравнить цены во всех аптеках, не выходя из дома, а сейчас, с развитием технологий, можно выбрать препарат по лучшей цене, в один клик забронировать и забрать его в аптеке, в которую ему удобно зайти. К примеру, в продовольственном ретейле возможности так легко отслеживать цены на продукты до сих пор нет.

Мало кто пытается разобраться в том, как устроен розничный фармацевтический рынок

При такой открытости розничного рынка основным инструментом привлечения покупателя стала цена. Аптеки в автоматическом режиме скачивают цены конкурентов и подстраиваются под них, снижая свои. Вот так и сформировался низкомаржинальный рынок с жесточайшей конкуренцией, где реально работают законы рыночной экономики.

Второй миф, который эксплуатируют довольно часто: что аптекам выгодно продавать дорогие лекарства. На самом деле ценообразование в современных российских аптеках устроено так: чем дороже препарат, тем ниже на него процент наценки. На препараты ценой свыше трех тысяч рублей наценка всего от 2 до 5 процентов. Но при безналичной оплате (банковской картой) аптека вынуждена заплатить около 2 процентов банку за эквайринг, а доля таких платежей уже перевалила за 50 процентов.

На деле до 40 процентов ассортимента аптек составляют лекарства, входящие в Перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов (ЖНВЛП), цены на которые регулирует государство. Но даже на эти препараты наценку рыночные механизмы регулируют не хуже нормативных актов. Приведу пример наценки на ЖНВЛП в одной из популярных аптечных сетей: в среднем она составляет 8,7 процента. А наценки в ценовых диапазонах таковы: лекарства ценой до 50 рублей - 20,72 процента, от 50 до 500 рублей - 10,9 процента, более 500 рублей - 4,98 процента, то есть от 24 рублей 90 копеек. Где же здесь сумасшедший доход?

Из российских аптек изымут популярное лекарство от кашля

Третий миф: аптекам не выгодно брать препараты дешевого ценового сегмента, поэтому их в продаже нет. И здесь цифры говорят об обратном: 43 процента упаковок, проданных в аптеках, составляют именно лекарства стоимостью до 50 рублей, а средняя стоимость упаковки в этом ценовом диапазоне составляет всего 22 рубля.

Четвертый миф: если разрешить дистанционную торговлю лекарствами, то цены на них будут значительно ниже. Приведу расчет по данным сети социальных аптек: средняя реализованная наценка составляет 10-11 процентов, средний чек - 650 рублей. Но даже если при доставке он будет в два раза больше, себестоимость курьерской доставки составляет не меньше 200 рублей. Два арифметических действия покажут: если учесть стоимость доставки, то покупатель точно получит лекарства дороже.

Еще один популярный миф - что значительная часть лекарств в нашей стране - фальсифицированные. Но по данным Росздравнадзора, который ведет постоянный мониторинг качества лекарств, в легальном канале продаж, то есть в аптеках, доля фальсифицированных препаратов не превышает 0,01 процента, то есть отличается от субъективных оценок примерно в тысячу раз.

Уже больше двадцати лет у покупателей есть возможность сравнить цены во всех аптеках не выходя из дома

Не менее популярен и миф, что импортные лекарства, продающиеся в России, совсем не такие же, как продающиеся в Европе. Это тоже выдумки: препараты одного и того же производителя, с одним и тем же названием и в такой же дозировке, купленные в России и в Европе, абсолютно идентичны. Они произведены, как правило, на одном заводе, на одной производственной линии с использованием одной и той же субстанции, по одной технологии и одним стандартам. По какой причине они могут отличаться друг от друга, если не по убеждению тех, кто об этом говорит?

Аптекам запретят навязывать дорогие лекарства при наличии дешевых

Ну и, пожалуй, последний миф, самый распространенный: отечественные лекарства значительно хуже импортных. Основан он на устаревших представлениях да на принятом у нас стереотипе, что все импортное всегда и везде лучше отечественного. Хотя это далеко не так. За последние 10-15 лет наша фармацевтическая промышленность сделала огромный рывок. Оборудование, установленное на наших новых заводах, зачастую более современное, чем у крупнейших зарубежных производителей в других странах. Сегодня качество лекарств, произведенных на отечественных предприятиях, соответствует высочайшим международным стандартам GMP (надлежащей производственной практики). Это доказано и различными инспекциями наших предприятий, и сертификатами европейского образца, которые многие уже имеют. Неслучайно за прошлый год в аптеках продано более 60 процентов лекарств в упаковках именно отечественного производства. Правда, в деньгах - всего около 30 процентов, но это связано как раз с тем, что многие отечественные препараты в разы дешевле импортных аналогов.

И у нас есть все основания гордиться тем, что мы можем и производить, и продавать лекарства по самым высоким международным стандартам, создавать с нуля успешный бизнес и удобные для людей аптечные сети, осознавать свою социальную ответственность. А не посыпать без конца свои головы пеплом и выискивать черную кошку в темной комнате. Тем более что ее там нет.

Здоровье