По словам Йорга Шрайбера, председателя комитета автопроизводителей АЕБ, потребительская уверенность снижается уже несколько месяцев. "Ключевой вопрос - в каком направлении пойдет рынок в ближайшие несколько месяцев: обратно к стабильности и росту или в противоположном направлении. В настоящее время перспектива не выглядит слишком обнадеживающей. В том числе и потому, что недавно анонсированные правительством меры поддержки продаж автомобилей, например для молодых семей, слишком ограничены в объеме, чтобы произвести фундаментальные изменения", - отметил он.
По итогам первых двух месяцев этого года авторынок просел на 1,8 процента. "Падение продаж автомобилей в феврале не является неожиданным для участников рынка, - заявил "РГ" Азат Тимерханов, глава пресс-службы "Автостата". - Многие к этому были готовы. Замедление темпов роста российского рынка наблюдалось на протяжении последних месяцев, а в январе он и вовсе вырос на 1 процент. Рано или поздно это должно было произойти, учитывая тот факт, что рынок рос довольно долго - в течение двух лет".
Обычно январь-февраль не самые показательные месяцы для авторынка, более точные выводы можно будет сделать только по итогам марта, отмечает Кирилл Тремасов, директор аналитического департамента "Локо-Инвест", но особого оптимизма нет.
По мнению Виктории Синичкиной, директора автомобильной практики PwC в России, падение продаж в феврале стало продолжением отрицательного тренда - снижения потребительской уверенности на фоне растущих цен в результате повышения НДС с 1 января 2019-го, объявленного сокращения мер господдержки. "Средний рост цен на автомобили за период февраля 2018 года к февралю 2019 года составил, по разным оценкам, от 8 до 12 процентов", - напомнила она.
Сокращение объема продаж в феврале Виктория Синичкина склонна считать началом отрицательной тенденции. По базовому сценарию PwC, рынок в 2019 году уменьшится на 1,8 процента (1,64 миллиона автомобилей, по оптимистичному - прибавит 0,5 процента (1,68 миллиона автомобилей). Реализация сценария будет зависеть преимущественно от макроэкономической конъюнктуры. Способствовать же росту продаж в 2019 году будет в основном переход рынка в стадию естественного роста при отсутствии внешних шоков. При этом, согласно прогнозу АЕБ, в 2019 году авторынок может вырасти на 3,6 процента до 1,87 миллиона автомобилей.
На чем ездим
Лидерство по продажам автомобилей в феврале удерживает "АвтоВАЗ", на втором - KIA, на третьем - Hyundai. Четвертое и пятое места заняли Renault и Volkswagen соответственно. В топ-10 также вошли Toyota, Nissan, Skoda , ГАЗ и Mitsubishi. В топ-5 самых продаваемых моделей автомобилей вошли Lada Granta, Lada Vesta, KIA Rio, Hyundai Creta и Hyundai Solaris.