Троллейбусы МУП "Керчьгортранс" не вышли на линию неделю назад. Ранее на маршруты перестало выезжать около половины автобусов этого предприятия. И если по поводу первых у чиновников есть приемлемое объяснение - много лет в эксплуатации, то ко вторым оно неприменимо - автобусы не отработали и двух лет.
- Троллейбусы украинского производства 2004 года выпуска, - поясняет министр транспорта РК Сергей Карпов. - Нам не поставляют на них запчасти. Серьезно изношены детали, в том числе и электрооборудование. Есть много предписаний, запрещающих эксплуатацию. ГИБДД и технические службы считают, что их опасно выпускать на линии. Как временное решение выделяем резервные троллейбусы ГУП РК "Крымтроллейбус", но там тоже нехватка транспорта.
Директор "Крымтроллейбуса" Илья Прокопьев сообщил, что эти машины 2015 года выпуска ранее эксплуатировались в Ялте. Три троллейбуса уже доставлены в Керчь. Через две недели городские власти планируют выделить 56 миллионов рублей на приобретение еще четырех единиц техники. По мнению главы местного горсовета Николая Гусакова, новый электротранспорт может начать работать в городе уже летом. Министр Карпов смотрит на это не так оптимистично - дает срок до конца года.
При этом, по его словам, сейчас и автобусы требуют срочного техобслуживания: "У них такое состояние, что они могут остановиться". То есть присоединиться к уже отправленным в утиль нескольким десяткам машинам. По данным чиновников, на маршруты выходят только 16 автобусов из купленных в лизинг всего два года назад 40. Остальные в нерабочем состоянии. За все, в том числе и те, которые больше не поедут, республика до сих пор выплачивает деньги. Один автобус стоит от 7,7 миллиона рублей, таким образом в Керчи "простаивает" около 184 миллионов бюджетных рублей.
На вопросы, как можно было довести общественный транспорт до такого состояния, обездвижив город, и кто понесет за это ответственность, у чиновников ответа нет. Говорят, что дело явно уголовное, и разбираться с ним нужно компетентным органам. Пока руководителя предприятия и замглаву Керчи, курирующего транспорт, отстранили от должностей.
- Наша задача сейчас - добиться выход транспорта на маршруты, дать рекомендации относительно оргструктуры самого предприятия, может, присоединить его к другому, - говорит министр.
Обеспечить керчан полноценным транспортным обслуживанием чиновники планируют "дней за десять".
Анатолий Цуркин, экс-министр транспорта РК:
- Все упирается в деньги и отсутствие квалифицированных управленцев. Даже новый транспорт надо содержать. А когда нет финансового плана, автобусы ходят недозагруженными, стоимость проезда одна из самых низких в стране, субсидии никто не привлекает, это не может не сказаться на экономике предприятия. Там не было нормальной ремонтной базы. В случае поломки автобуса на него ставили запчасти с других новых машин. Теперь те стоят разграбленными. Управленческая бесхозяйственность сочеталась с отсутствием должного контроля со стороны властей.
Кстати
По данным Госкомцен РК, тариф на автобусные пассажирские перевозки в Керчи вскоре вырастет с 13 до 17 рублей.