Оба фонтана украсили ВДНХ в 1954 году. Их изготовили по проекту известного архитектора Константина Топуридзе. Каждый, кто хоть раз был в Москве, их прекрасно помнит. "Дружбу народов" олицетворяют скульптуры 16 девушек, символизирующие советские республики. Прекрасно узнаваем и "Каменный цветок" с чугунными фонтанами в форме гусей и осетров. Материалы для этих произведений брались, как сказали бы сейчас, эксклюзивные: и сусальное золото, и особое непрозрачное стекло - смальта. Во время упадка ВДНХ все это ветшало, загрязнялось, приходили в упадок инженерные системы. И вот в конце октября фонтаны скрыли от глаз посетителей - началась реставрация. Девушки-республики были демонтированы и переехали в мастерскую. Там их поверхность очистили до бронзы, потом слой за слоем нанесли 5 килограммов сусального золота. А для "Каменного цветка" новую смальту мастера делают и в Москве, и в Санкт-Петербурге.
"А сколько заменено инженерных сетей! - заметил Собянин. - Более 3 километров водоводов и 50 километров электрокабелей. Такие масштабные работы не проводились даже в советское время - не было денег. А теперь мы возвращаем ВДНХ исторический облик". В конце апреля в Москве начнется сезон фонтанов. И в числе прочих заработают и "Каменный цветок", и "Дружба народов".
Кроме объектов ВДНХ в городе восстановлены 1 247 архитектурных памятников. Собянин вручил нагрудные знаки "Почетных реставраторов Москвы" тем, кто лично принимал участие в воссоздании столичных достопримечательностей. Почетного звания удостоился художник-реставратор Андрей Бринцев. Один из самых видных экспертов по древнерусской живописи - почти 35 лет в реставрации! Иконостасы и фрески собора Василия Блаженного и Новодевичьего монастыря, восстановленные до исторических слоев - его работа.
Нагрудный знак из рук мэра получил и архитектор с 50-летним стажем Сергей Демидов. До мельчайших деталей восстановленный Андреевский зал Большого Кремлевского дворца - одна из главных работ этого жизнерадостного человека. Пышное убранство этого зала создавалось в середине XIX века. Когда приступили к реставрации, стали искать исконные чертежи. Нашли на свою голову! Материал для паркета давно уже не выпускался. Да и где, скажите на милость, искать образец? Нашли. В какой-то старой коробке из-под конфет в исторических архивах ФСО.
А как восстанавливали муаровое убранство на одном из объектов Сергея Демидова - вообще сюжет для сериала. Эту полушелковую ткань с разноцветными переливами и всевозможными узорами делали на Павлово-Посадском заводе. Приехали в этот древний город - а завод давно приказал долго жить. Швейные инструменты были выброшены. Работницы, когда-то шившие муар, - уже такие классические уездные бабушки. Но узнав о деле государственной важности, дамы сели за машинки и сами по старой памяти все восстановили. Так что отчасти новым образом Москвы мы обязаны и им.