13.03.2019 06:02
Экономика

Почему в Барнауле жильцы дома платят за отопление магазина

Уже несколько лет жильцы дома на проспекте Ленина платят за отопление магазина
Текст:  Татьяна Кузнецова (Барнаул)
Российская газета - Неделя - Сибирь: №55 (7813)
В Барнауле жильцы дома на проспекте Ленина, 107 устали бороться с коммунальщиками, которые заставляют их переплачивать за тепловую энергию. УК уже несколько лет исключают из числа плательщиков за отопление собственника нежилого помещения, и оплачивать обогрев частного магазина приходится пенсионерам, проживающим в доме. К тому же из-за поломки счетчика и бездействия управляющей компании жильцы больше года переплачивали за тепло, которое рассчитывалось по нормативу.
/ Татьяна Кузнецова/ РГ
Читать на сайте RG.RU
Почему россияне переплачивают за жилье

- Владелец бывшего магазина "Барин" приносит в часто меняющиеся управляющие компании справки о том, что у него в нежилом помещении сняты батареи, и на этом основании УК исключает почти 150 квадратных метров из общей отапливаемой площади нашей трехэтажки, - поясняет заместитель председателя Совета дома Валентин Ханович. - А то, что это помещение все равно обогревается находящейся под полом бойлерной и стояками отопления, вмонтированными в стены, почему-то никто не учитывает. В первый раз он принес такую справку в 2012 году и с тех пор перестал платить за отопление помещения. Мы обратились в комитет по жилищному хозяйству города Барнаула, там посчитали такие действия неправомерными и обязали коммунальщиков вернуть нам переплаченные за тепловую энергию деньги.

В 2014 году дом перешел на обслуживание управляющей компании "Прогресс+", и владелец неработающего магазина проделал ту же процедуру: принес справку об отсутствии в помещении радиаторов отопления и по-прежнему не платил за теплоснабжение. Жильцы дома, а это в основном пенсионеры, вновь увидели в своих платежках возросшие суммы и пожаловались в прокуратуру, которая выдала предписание управляющей компании: вернуть жильцам деньги, которые с них незаконно брали за отопление бывшего магазина "Барин". Прокурор мотивировал свое решение тем, что в нежилом помещении, несмотря на отсутствие батарей, сохраняется плюсовая температура, а значит, оно опосредованно обогревается общедомовой системой отопления.

- В 2016 году наш дом передали на обслуживание управляющей компании "Уют и согласие", и история с "Барином" снова повторилась. На этот раз владелец нежилого помещения предоставил некий акт от генерирующей компании. При этом на документе нет ни печати организации, ни порядкового номера. В нем указано: "со слов собственника, в холодное время года он включает электрический теплый пол". Но при этом никто не проверял способ обогрева магазина. А может, пол теплый вовсе не от электронагревателя, а от тепловых сетей? И как соблюдаются условия содержания помещения без отопления уже в течение пяти лет? - недоумевают жильцы дома.

Ветеран-афганец пять лет добивался подключения своего дома к сетям

В конце 2018 года собственники квартир вновь обратились в городскую прокуратуру, чтобы защитить свои права. И в феврале текущего года получили неожиданный ответ: на этот раз решение УК "Алмаз" (управляющая компания успела сменить название) не включать площадь магазина "Барин" в отапливаемую площадь дома в контролирующей инстанции сочли законным и обоснованным. При этом сослались на недавнее постановление Конституционного суда РФ от 20.12.2018 N 46-П, которое фактически разрешает переустройство системы отопления в отдельной квартире многоквартирного дома и отказ от пользования коллективной системой теплоснабжения. В надзорном ведомстве посчитали, что случай с "Барином" именно такой - в неработающем магазине собственная система отопления, независимая от общедомовой.

- Какие же разрешающие документы на устройство индивидуального отопления представил в управляющую компанию собственник нежилого помещения? - удивляется Валентин Ханович. - Если все тот же сомнительный акт от генерирующей компании, то этот документ нелегитимен. Не только потому что он без номера и печати, но еще и потому что генерирующая компания не имеет таких полномочий. Ведь по договору она обслуживает теплосети только до границ дома, все, что внутри, - это не ее ответственность. К данному случаю применять постановление Конституционного суда РФ N 46-П, на наш взгляд, неправомерно, ведь владелец бывшего магазина "Барин" не брал разрешения на переустройство системы отопления и не имеет разрешения на его ввод. А если все самовольно кинуться переделывать отопление под себя, что будет с домом?

Сейчас жильцы готовят новое обращение в прокуратуру Алтайского края с требованием разобраться в ситуации и защитить их права. "Ведь по годам можно четко проследить, что после снятия батарей в "Барине" общий объем потребляемого тепла в нашем доме практически не изменился", - подчеркивают пенсионеры.

Но споры с предприимчивым бизнесменом не единственная проблема жильцов трехэтажки. Не так давно они случайно узнали, что в их доме не работает теплосчетчик, и управляющая компания рассчитывает им стоимость услуг теплоснабжения по нормативу.

- Вместо того чтобы сразу после поломки счетчика провести общее собрание жильцов и договориться о сборе денег на его ремонт, УК просто стала рассчитывать потребление тепла по нормативу. Так коммунальщикам проще, а то, что мы стали платить за отопление на тридцать-сорок процентов больше, их не волнует, - отмечает представитель совета дома Наталья Григорьева.

Чтобы решить эту проблему пенсионерам пришлось все брать в свои руки: договариваться о ремонте счетчика, собирать деньги, оплачивать работы. А когда все было готово, выяснилось, что при смене управляющих компаний была утеряна документация на теплосчетчик, без которой его невозможно ввести в эксплуатацию.

Прямая речь

Валерий Ханович, заместитель председателя совета дома:

- Управляющая компания, по сути, самоустранилась от своих обязанностей, и нам самим пришлось обивать пороги, чтобы восстановить документы на теплосчетчик. В феврале 2018 года, спустя четырнадцать месяцев после поломки, нам наконец-то удалось подключить прибор учета тепла. Только моя семья за это время переплатила за отопление около тринадцати тысяч рублей. В этой ситуации мне непонятно, зачем мы - собственники жилья - заключали договор на обслуживание с управляющей компанией? В договоре четко прописано, что УК обязана следить за исправностью общедомовых приборов учета и решать проблемы с их ремонтом, собирая общее собрание жильцов. А у нас получается, что УК берет деньги за обслуживание дома, а мы делаем за них всю работу.

Цифра

150 "квадратов" общей площади, которую занимает бывший магазин, УК исключило из платежек, переложив расходы на плечи жильцов дома.

ЖКХ Барнаул Сибирь