Автор сценария и режиссер - Александр Поздняков, историограф "Ленфильма", снявший несколько картин о старейшей киностудии России и написавший книги о ней.
- Сегодня у нас праздничный день - премьера, - подчеркнул генеральный директор "Ленфильма" Эдуард Пичугин. - Фильм Александра Позднякова - это взгляд на студию изнутри, на ее душу, 100-летнюю историю. Студия - это не только стены и оборудование, но и люди, которые здесь живут - работают.
- Я признателен всем ленфильмовцам - никто не отказался сниматься, как бы ни был занят: меняли планы, забирались на крыши, если надо было по сюжету, - рассказал Александр Поздняков. - "Ленфильм" - это целая планета, настоящий космос культуры и истории, о которых можно снимать картины бесконечно. Я давно работаю здесь, около четырех десятилетий, застал то время, когда в коридорах студии еще можно было встретить людей, работавших в немом кино в 1920-е годы, помню многих замечательных режиссеров, актеров, художников. Здесь всегда царила незабываемая атмосфера творчества, любви и взаимного уважения.
Идея картины родилась не спонтанно. Когда я снимал фильм "Свет в павильоне", Алексей Юрьевич Герман сказал: "Мне иногда кажется, что эти стены умеют говорить". Главным для меня было запечатлеть старые стены, которые хранят энергетику пионеров нашего кино, услышать крики и шепоты прошлого...
Разбирая горы старых магнитных лент, я наткнулся на записи премьер, интервью, бесед со зрителями известных ленфильмовцев. Оцифровав эти пленки, услышал голоса Григория Козинцева, Фридриха Эрмлера, Ильи Авербаха. Название "Голоса в старых стенах" навеяно картинами людей, которых я хорошо знал, - Авербаха ("Голос") и Трегубовича ("Старые стены").
В нашем городе был снят первый в России фильм - "Понизовая вольница" ("Стенька Разин"). Я решил сделать фильм-гротеск, иногда фантазийный, ирреальный. Со Стенькой Разиным, с персидской княжной... Промелькнул у нас Александр Дранков, первый русский продюсер (его портрет висит на "Ленфильме"). Ведь кино - это иллюзии, где люди живут, а стены могут говорить.
На экране - патриархи ленинградского-петербургского кино. Игорь Масленников рассказывает, как нежданно-негаданно судьба привела его в кинематограф, Виталий Мельников - как постигал профессию на "Ленфильме", уже поработав на "Леннаучфильме". Известный продюсер Сергей Сельянов, начинавший как режиссер, вспомнил, как искусно Александр Рогожкин затащил его сняться в своей картине "Мисс миллионерша" в роли лесника.
Еще один комический эпизод. Выпускник ВГИКа Александр Сокуров впервые приехал в 1978 году из Москвы в Ленинград и показал на "Ленфильме" свою студенческую работу "Одинокий голос человека". Посмотрев ее, одна "высокопоставленная" редакторша строго сказала: "Советую вам никому это не показывать. И никогда больше на нашей студии не появляйтесь - здесь вам все равно не работать". Пришлось молодому режиссеру возвращаться в Москву.
История от народного артиста РСФСР Владимира Татосова. В кино он дебютировал в 1954 году в картине "Большая семья" Иосифа Хейфица, сыграв роль фоторепортера.
- Иосиф Ефимович позвал меня в зал посмотреть рабочий материал. Когда я увидел себя, то пришел в ужас. В кадре, суетясь, как пьяный заяц, носился какой-то персонаж дурного мультфильма. Он орал, жестикулировал и кривлялся с таким остервенением, что смотреть на это не было сил… А потом фильм получил приз Каннского кинофестиваля за лучший актерский ансамбль.
Истории от режиссеров Константина Лопушанского, Вячеслава Сорокина, Сергея Снежкина, народного артиста России Георгия Штиля… В небольших ролях (камео) появились режиссер Алексей Герман-младший, генеральный директор "Ленфильма" Эдуард Пичугин, несколько известных актеров. Сам режиссер засветился в роли киноведа-профессора, который рассказывает студентам о "Гражданине Кейне".
Звучат фонограммы из фильмов. Мы узнаем голоса Иннокентия Смоктуновского, Аллы Демидовой, Евгения Леонова, Василия Ливанова (Шерлока Холмса)… И настоящий эксклюзив: видим кадры из первой документальной ленфильмовской ленты - "Гимнастика на машинах" (снята в 1913 году Военно-кинематографическим отделом Скобелевского комитета, предтечей нынешнего "Ленфильма"). Молодые юнкера выполняют спортивные упражнения на гимнастических снарядах на сборах в Красном Селе.
Не обошли вниманием и знаменитое ленфильмовское кафе, где всегда собирался народ, чтобы поговорить "за жизнь": кто где снимается, от кого ушел муж, кто заболел... "Домашняя такая обстановка на "Ленфильме", - отмечал Эльдар Рязанов.
Показаны и другие старые стены: Дом кино на Караванной, где всегда проходили премьеры, Фильмофонд на Пискаревке, где хранятся пленки, Дом творчества кинематографистов в Репине, где рождались замыслы фильмов, закручивались романы. И альма-матер актеров, режиссеров - Театральный институт на Моховой.
- Во время работы было много открытий. И забавных историй. Например, такая, - рассказал Александр Поздняков. - Нам потребовались павлины, которые будут разгуливать вокруг персидской княжны. Птицы обошлись нам в копеечку, одна из них оказалась альбиносом, и свои радужные хвосты они в это время года не раскрывали. Но все закончилось благополучно: павлины Вениамин и Зиновий красиво ходят в кадре, "выступая словно павы". Будто сошедшие с эмблемы киноателье Александра Дранкова.
Справка "РГ"
Александр Поздняков снял на "Ленфильме" киноленты "Свет в павильоне", "Герман. По ту сторону камеры", выпустил книги "От "Аквариума" до "Ленфильма", "Листья аканта", "Большой Герман", "Первый век "Ленфильма".