Сотрудников органов внутренних дел предлагается наделить правом объявлять гражданам официальные предостережения о недопустимости действий, которые могут создать опасность совершения преступлений или административных правонарушений, либо о недопустимости продолжения антиобщественного поведения.
Необходимость принятия законопроекта его авторы обосновывают существованием правовой коллизии. Сегодня полномочия по официальному объявлению предостережений гражданам прописаны, в частности, в законах "О прокуратуре РФ" и "О Федеральной службе безопасности". В то же время у полиции таких полномочий нет. И это притом, что именно органы внутренних дел являются одним из основных субъектов профилактики правонарушений. Так как именно к их подведомственности отнесено большинство преступлений и административных правонарушений.
Главная цель предостережений профилактическая. Злоумышленник, поняв, что о его намерениях уже знают полицейские, действительно, может передумать совершать противоправное действие.
Как пояснил один из авторов законопроекта депутат Александр Хинштейн, за невыполнение этих предостережений может наступить ответственность. При этом, главная задача, по его словам, - не допустить совершения преступлений. "Поэтому если предостережение позволило предотвратить правонарушение, то задача выполнена, а если оно было совершено, то человек будет привлекаться к ответственности, но не за неисполнение предостережения, а за противоправные действия", - пояснил парламентарий.
Предостережение, как предполагается, будут получать в первую очередь те, кто ранее был уличен в бытовом насилии, хулиганстве, алкоголизме, антиобщественном поведении и других проступках. Порядок объявления официального предостережения в случае принятия закона будет прописан отдельным ведомственным приказом МВД.
"Если сотрудники прокуратуры и ФСБ вправе объявлять официальные предостережения о недопустимости совершения противоправных действий, то такое право должно быть и у сотрудников полиции, также являющимися субъектами профилактики правонарушений. Так что все логично", - прокомментировал "РГ" советник Федеральной палаты адвокатов Нвер Гаспарян.
"К сожалению, из текста законопроекта непонятно, что подразумевается под действиями, создающими условия для совершения преступлений, а также антиобщественным поведением. Расширительное толкование данных понятий может привести к неоправданному применению правоохранительными органами своих полномочий", - опасается юрист Дмитрий Лесняк.
В свою очередь руководитель департамента правового регулирования экономической деятельности Финансового университета при правительстве РФ Гульнара Ручкина считает, что профилактику правонарушений надо улучшать в рамках имеющихся полномочий - в ходе оперативно-розыскной деятельности, работой службы участковых и прочими. "Не следует забывать, что в 2016 году был принят специальный закон "Об основах системы профилактики правонарушений в РФ", на реализации норм которого необходимо сосредоточить внимание всем субъектам профилактики правонарушений", - отметила эксперт.
* Это расширенная версия текста, опубликованного в номере "РГ"