19.03.2019 20:13
Экономика

BlaBlaCar нанес катастрофический ущерб бизнесу пассажирских перевозок

Тяжба между владельцами автотранспортных предприятий и BlaBlaCar получила продолжение
Текст:  Марина Бровкина (Астрахань)
Российская газета - Спецвыпуск: Коммерческий транспорт №60 (7818)
Ущерб для рынка автобусных перевозок из-за BlaBlaCar катастрофический, считают владельцы автотранспортных предприятий. Предприниматели возмущены отсутствием единых правил игры для всех участников рынка.
/ PHOTOXPRESS
Читать на сайте RG.RU

Астраханская компания, занимающаяся междугородными перевозками, подала иск в Таганский суд Москвы к сервису поиска попутчиков BlaBlaCar. Перевозчик просил признать информацию на сайте и в мобильном приложении этого сервиса запрещенной в РФ и обязать Роскомнадзор внести в реестр запрещенных ресурсов сам сайт поиска попутчиков.

Как рассказала директор Объединения автопассажирских перевозчиков Татьяна Ракулова, иск к рассмотрению принят не был, так как неправильно выбрано место суда. Однако это решение обжаловано в вышестоящей инстанции, и в феврале Мосгорсуд отменил решение Таганского суда. Судебная тяжба продолжается.

По словам Ракуловой, к астраханцам на момент подачи иска присоединились 150 предприятий и ИП из разных регионов. "Ввиду крайней нерентабельности регулярное автобусное сообщение на нескольких маршрутах может прекратиться, равно как и работа автовокзалов и автостанций", - указывается в иске транспортников. Причину они видят в деятельности популярного интернет-сервиса.

BlaBlaCar введет в России новые меры для повышения безопасности поездок

Ущерб наносится не только лицензированным предприятиям, но и государственной казне, ведь "черные перевозчики" уходят от налогообложения. Бизнесмены утверждают, что водители, использующие BlaBlaCar, собирают людей на каждом углу, игнорируя объекты транспортной инфраструктуры. Теряют и легальные перевозчики, и автовокзалы. Предприниматели посчитали, что за последние три года не менее 20 процентов потенциальных пассажиров ушло в этот сервис.

"Мы возим людей в соседние города и Махачкалу, - говорит астраханский предприниматель Анатолий Гринин. - Но недавно по тем же маршрутам начал ходить транспорт, набирающий так называемых попутчиков с помощью интернет-сервиса, и наш бизнес "просел". Пассажиры платят им за поездку на 15 - 20 процентов меньше, чем лицензированным перевозчикам. Но у нас водитель регулярно проходит медосмотр, проверяется на присутствие алкоголя в крови. Режим его работы строго регламентирован. Автобусы также проходят техосмотр, они оборудованы системой ГЛОНАСС. А в каком состоянии находится водитель машины, выбранной через сервис, никто не знает. Неизвестно даже, есть ли у него права. Нет информации и о техническом состоянии авто".

За последние три года не менее 20 процентов астраханских пассажиров ушли в теневой сервис

Легальные перевозчики утверждают, что "черные автобусы" научились обходить даже такой контроль, как отзывы о поездках. Водитель-нелегал регистрирует профиль и уничтожает его, как только набрал пассажиров.

Взять комментарий на сервисе попутчиков не удалось, однако представители этой структуры ранее рассказывали "РГ": "Мы не конкурируем с традиционным общественным транспортом, а дополняем его, поэтому стараемся учитывать интересы всех игроков отрасли". В августе прошлого года компания решила изменить настройку приложения так, чтобы машины категории "В", не имеющие легальных оснований для того, чтобы осуществлять коммерческие перевозки, не могли предлагать больше пяти мест.

Комментарии

Татьяна Ракулова, директор Объединения автопассажирских перевозчиков:

Перевозчики не рассчитывают на полное закрытие BlaBlaCar, мы хотим привлечь внимание к масштабу проблемы. Пассажирам выгодно ехать дешево, что ж, они делают свой выбор. Но все участники рынка должны находиться в равных условиях.

Юрий Пономарев, доцент кафедры социологии и политологии ЮФУ:

Blablacar будет идентифицировать пользователей по документам

С помощью таких сервисов, как BlaBlaCar, многие услуги проходят путь от B2C (бизнес для частного лица) к более интересному C2C (частник для частника). Да, целая инфраструктура приходит в упадок. Но, может, это веление прогресса? Протесты лицензированных компаний выглядят примерно так. "Мы, ассоциация гужевых перевозчиков, протестуем против паровых машин, так как они убивают нашу коммерцию". А рикши всего мира, очевидно, ненавидят и автомобили, и интернет.

Общественный транспорт Астраханская область Юг России