По данным JPMorgan, общий автопарк каршеринговых сервисов в столице - около 12 тысяч машин. К 2025 году московский автопарк достигнет 30 тысяч единиц, прогнозируют в PwC.
В последнее время каршерингом заинтересовались не только обычные пользователи, но и целые компании. Взять машину в аренду корпоративным клиентам предлагают несколько крупных сервисов. Например, в BelkaCar арендовать автомобиль можно на любой срок от минуты до месяца. Управлять арендой можно через мобильное приложение, где в личном кабинете отображается вся отчетность и есть возможность управлять лимитами по поездкам сотрудников.
В компании отмечают, что бизнесу каршеринг обойдется дешевле, чем такси (на 50 процентов)и собственный автопарк (на треть примерно). Тарифы составляют 8 рублей в минуту, 2500 рублей в день и 75 000 рублей в месяц. При этом за бензин, мойку, страховку и обслуживание платит каршеринговая компания. Выгоду можно рассчитать самостоятельно: на сайте компании есть калькулятор. Например, если в автопарке 50 машин, экономия составит 1,4 миллиона рублей в месяц. Почти столько же удастся сэкономить, если у вас в компании сто сотрудников, которые пользуются такси. Для корпоративных клиентов есть два пакета услуг, в зависимости от запроса бизнеса. Оплата происходит единым счетом в конце месяца.
Выбор разных опций для корпоративных клиентов есть и у компании Carlion. За каждым клиентом резервируется необходимое число автомобилей. Причем пользуется ими только этот конкретный клиент. Арендная плата за весь автопарк фиксированная.
В Подмосковье каршеринг для корпоративных клиентов предоставляет компания "Беримобиль". Для бизнеса действуют специальные условия и частные предложения. После заключения договора необходимо предоставить список сотрудников, которые получат доступ к автомобилям, и оплатить счет. Доступ к автомобилям будет открыт через приложение.
"Емкость бизнес-сегмента каршеринга очень высока, - полагает директор автомобильной практики PwC в России Виктория Синичкина. - Каршеринговые компании уже давно развивают сотрудничество с корпоративными клиентами путем предоставления скидок или "программ лояльности" для сотрудников компаний. Тесное взаимодействие с каршеринговыми сервисами может быть интересно таким клиентам, чьи сотрудники имеют разъездной характер работы - часто пользуются такси и имеют корпоративный парк. В остальных случаях все зависит от конкретных условий контракта".
Не все каршеринговые сервисы работают с бизнесом, однако небольшие компании или индивидуальные предприниматели могут использовать арендные машины как физические лица. В конце прошлого года в "Яндекс.Драйве" стали доступны фургоны Citroen Jumpy.
На фургоны действуют пакетные тарифы - на два, пять или двенадцать часов. Водители смогут на какое-то время оставить автомобиль на парковке торгового центра или у подъезда. Как и для обычных машин в сервисе, стоимость тарифов рассчитывается алгоритмами и зависит от разных параметров, например от времени суток. Два часа аренды будут стоить около 1100 рублей, а проехать на фургоне можно будет до 30 километров. Если фургон нужен совсем ненадолго, можно выбрать поминутную оплату.
Яндекс.Драйв не работает с корпоративными клиентами, фургон могут арендовать частные пользователи. На нем удобно перевезти много вещей или съездить в IKEA. Но могут пригодиться фургоны и людям, у которых есть небольшой бизнес. Раньше приходилось перевозить что-то на личных машинах или заказывать перевозку. А теперь можно арендовать фургон, чтобы перевезти, например, продукты для небольшой кофейни или цветы для своего магазина.
"Грузовой каршеринг - это перспективное направление, которое поможет решить не только личные задачи человека, но и задачи малого бизнеса, - отметил руководитель "Яндекс.Драйва" Антон Рязанов. - Не нужно нанимать отдельный грузовик и заключать дополнительный договор".
Пока, как считают эксперты, каршеринг для бизнеса - это, скорее, дополнение к существующему автопарку, а не полная его замена. По словам Виктории Синичкиной, он может использоваться, например, в случаях, когда компания ведет активную работу по повышению лояльности своих сотрудников и не готова предоставить на этом этапе автомобиль некоторым из них. Но при этом готова компенсировать им транспортные расходы.
Прогнозируется, что обычные пользователи - по крайней мере, в Москве - будут все больше отказываться от личного транспорта в пользу каршеринга - из-за платных парковок, в том числе. Такого же тренда со временем можно ожидать и в корпоративном сегменте.