Какая квота была предусмотрена для россиян?
Игорь Борисов: Долгосрочная миссия БДИПЧ ОБСЕ состоит из 900 человек, из которых квота России составляет порядка 100 представителей. Краткосрочные наблюдатели должны приехать за неделю до начала выборов 31 марта. Они будут рассредоточены вплоть до областей и районов Украины.
Почему на Украину не хотят пускать российских наблюдателей?
Игорь Борисов: Основной тренд кандидатов в президенты на Украине основывается на русофобии. Эта тему продвигает правительство, которое принимает антироссийские решения, в том числе и по линии избирательной комиссии. В таком же ключе действуют и законодатели. Эти силы рассчитывают на победу на выборах 31 марта. С другой стороны, есть и боязнь. Возможно, у Киева есть непубличные договоренности с Западом. Западные страны поддерживают украинские власти во многих вещах. Именно российские наблюдатели заинтересованы в наиболее объективной картине на местах. Важно знать, как выглядит волеизъявление украинского народа.
Может ли Украина подвергнуться санкциям ОБСЕ за блокирование российских наблюдателей?
Игорь Борисов: Этот вопрос Россия ставит в повестку дня ОБСЕ. Речь, в том числе, идет о перекосах в деятельности БДИПЧ, а также о постановке в более жесткой форме темы принятия странами-членами инструкции об организации выборов. В рамках СНГ такая декларация есть, а в ОБСЕ она отсутствует. По большому счету, демарш Киева разрушает европейскую структуру безопасности. На Украине для общества она уже разрушена, так как после госпереворота 2014 года там активизировались националистические организации.
Наблюдались ли ранее подобные инциденты с наблюдателями?
Игорь Борисов: Это происходит впервые. Ранее велись переговоры о праве государств по организации миссии наблюдения. Но таких дискриминационных подходов на пространстве ОБСЕ еще не было. Тем более что организация проповедует консенсусный подход. В Европе создан опасный прецедент.