Действующие меры
Как отмечает замглавы Росрыболовства Петр Савчук, на предприятиях северо-запада России уже строится 35 судов, по результатам очередного этапа распределения инвестквот появится еще восемь.
- По заказу камчатского рыболовецкого колхоза имени Ленина в апреле заложат судно длиной 120 метров, оснащенное современным технологическим оборудованием безотходного производства для выпуска продукции высокой степени переработки. Четыре 108-метровых судна построит Русская рыбопромышленная компания, - говорит он.
Помимо инвестквот государство предусмотрело и другие меры поддержки, например, субсидию на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам и лизингам, сообщил представитель минпромторга Василий Нецветаев. На эти цели в бюджете достаточно средств: 2,4 миллиарда рублей в 2019-м, 2,9 миллиарда - в 2020-м. Есть судовой утилизационный грант: если компания строит судно и сдает в утиль старое, ей возмещают десять процентов стоимости нового корабля - до 70 миллионов рублей. Но здесь бюджет недостаточный: 290 миллионов в этом году и по 500 в двух следующих.
- По информации Росрыболовства, эти меры в большинстве неэффективны и не востребованы рыбаками. Хотя положительные примеры есть, но заявок у нас действительно мало, - признает Василий Нецветаев.
Другие предложения
В минпромторге посчитали: чтобы стимулировать строительство 120 малых рыбопромысловых судов, потребуется 14-15 миллиардов рублей. Но таких денег в программе поддержки судостроения нет. Весь ее объем - около девяти миллиардов.
На Дальнем Востоке процесс идет медленнее, чем в западной части страны, несмотря на то что в случае постройки судна на верфи в ДФО при расчете доли квоты используется повышающий коэффициент 1,2. Как признает Петр Савчук, и эта мера не сработала.
- Суда под инвестквоты строятся, но не на Дальнем Востоке, - добавляет вице-губернатор Приморья Александр Костенко, предлагая дополнительные способы решения вопроса. Например, предусмотреть, чтобы суда для работы в Дальневосточном бассейне закладывали на верфях макрорегиона. - Это не слишком рыночный вариант, но, если ввести это правило хотя бы на пять лет, мы получили бы возможности восстановить имеющиеся судостроительные мощности.
Конкурентоспособны?
- Верфи КНР, хорошо известные дальневосточникам, строят существенно дешевле. Например, среднетоннажное 37-метровое судно с частично европейским оборудованием предлагают за 2,5 миллиона долларов. Или энерговооруженное судно длиной почти 50 метров с китайской оснасткой - 3,4 миллиона, - приводит цифры председатель совета директоров ЗАО "Русская пелагическая компания" Олег Братухин. - Мы с коллегами из Исландии делали проект для дальневосточного заказчика - 50-метровое судно обойдется в 9,2 миллиона евро. Такая разница не мотивирует строить на российских заводах.
Повысить конкурентоспособность верфей можно, разрабатывая более эффективнее проекты, привлекая технологических партнеров, внедряя современные судостроительные технологии. Подсчеты показывают, что в этом случае стоимость судна можно сократить на 40-50 процентов.
Олег Братухин также предлагает распределять остатки квот среди компаний, имеющих малые и средние суда, и, конечно, обратить внимание на постройку малотоннажного флота, который дает работу жителям прибрежных территорий.
Впрочем, и в ДФО есть уже сдвиги.
- Мы упорно работаем над модернизацией, снижением себестоимости строительства, устанавливаем новую систему резки металла, - сообщил руководитель проектов гражданского судостроения ПАО "Амурский судостроительный завод" Александр Попов. - Но главное - в конце прошлого года передали заказчику 80-метровое современное судно. Приезжающие к нам скептически настроенные заказчики, побывав на заводе, меняют мнение.
Кроме пряника, для рыбаков приготовлен и кнут: "Те, кто строит за рубежом, должны понять: не факт, что с 2033 года на этих судах можно будет работать в исключительной экономической зоне РФ. Подобные ограничения установлены в США, предложения принять аналогичные нормативные акты есть и у нас", - заявил замглавы Росрыболовства.