21.03.2019 07:59
Экономика

Государство поможет рыбодобытчикам строить флот

На каких условиях государство поможет рыбодобытчикам строить флот
Текст:  Анна Бондаренко (Владивосток )
Российская газета - Экономика Дальнего Востока: №62 (7820)
Минпромторг, Росрыболовство и другие ведомства работают над проектом постановления о субсидировании строительства мало- и среднетоннажного флота. По предварительным оценкам чиновников, с помощью этой меры поддержки может сойти со стапелей 120 судов.
/ Игорь Зарембо / РИА Новости
Читать на сайте RG.RU

Действующие меры

Как отмечает замглавы Росрыболовства Петр Савчук, на предприятиях северо-запада России уже строится 35 судов, по результатам очередного этапа распределения инвестквот появится еще восемь.

Судостроение Тюмени оказалось на грани выживания

- По заказу камчатского рыболовецкого колхоза имени Ленина в апреле заложат судно длиной 120 метров, оснащенное современным технологическим оборудованием безотходного производства для выпуска продукции высокой степени переработки. Четыре 108-метровых судна построит Русская рыбопромышленная компания, - говорит он.

Помимо инвестквот государство предусмотрело и другие меры поддержки, например, субсидию на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам и лизингам, сообщил представитель минпромторга Василий Нецветаев. На эти цели в бюджете достаточно средств: 2,4 миллиарда рублей в 2019-м, 2,9 миллиарда - в 2020-м. Есть судовой утилизационный грант: если компания строит судно и сдает в утиль старое, ей возмещают десять процентов стоимости нового корабля - до 70 миллионов рублей. Но здесь бюджет недостаточный: 290 миллионов в этом году и по 500 в двух следующих.

- По информации Росрыболовства, эти меры в большинстве неэффективны и не востребованы рыбаками. Хотя положительные примеры есть, но заявок у нас действительно мало, - признает Василий Нецветаев.

Другие предложения

В минпромторге посчитали: чтобы стимулировать строительство 120 малых рыбопромысловых судов, потребуется 14-15 миллиардов рублей. Но таких денег в программе поддержки судостроения нет. Весь ее объем - около девяти миллиардов.

На Дальнем Востоке процесс идет медленнее, чем в западной части страны, несмотря на то что в случае постройки судна на верфи в ДФО при расчете доли квоты используется повышающий коэффициент 1,2. Как признает Петр Савчук, и эта мера не сработала.

Суда для работы в Дальневосточном бассейне следует строить на верфях ДФО

- Суда под инвестквоты строятся, но не на Дальнем Востоке, - добавляет вице-губернатор Приморья Александр Костенко, предлагая дополнительные способы решения вопроса. Например, предусмотреть, чтобы суда для работы в Дальневосточном бассейне закладывали на верфях макрорегиона. - Это не слишком рыночный вариант, но, если ввести это правило хотя бы на пять лет, мы получили бы возможности восстановить имеющиеся судостроительные мощности.

Конкурентоспособны?

- Верфи КНР, хорошо известные дальневосточникам, строят существенно дешевле. Например, среднетоннажное 37-метровое судно с частично европейским оборудованием предлагают за 2,5 миллиона долларов. Или энерговооруженное судно длиной почти 50 метров с китайской оснасткой - 3,4 миллиона, - приводит цифры председатель совета директоров ЗАО "Русская пелагическая компания" Олег Братухин. - Мы с коллегами из Исландии делали проект для дальневосточного заказчика - 50-метровое судно обойдется в 9,2 миллиона евро. Такая разница не мотивирует строить на российских заводах.

В Петербурге начато строительство ледокола "Евпатий Коловрат"

Повысить конкурентоспособность верфей можно, разрабатывая более эффективнее проекты, привлекая технологических партнеров, внедряя современные судостроительные технологии. Подсчеты показывают, что в этом случае стоимость судна можно сократить на 40-50 процентов.

Олег Братухин также предлагает распределять остатки квот среди компаний, имеющих малые и средние суда, и, конечно, обратить внимание на постройку малотоннажного флота, который дает работу жителям прибрежных территорий.

Впрочем, и в ДФО есть уже сдвиги.

- Мы упорно работаем над модернизацией, снижением себестоимости строительства, устанавливаем новую систему резки металла, - сообщил руководитель проектов гражданского судостроения ПАО "Амурский судостроительный завод" Александр Попов. - Но главное - в конце прошлого года передали заказчику 80-метровое современное судно. Приезжающие к нам скептически настроенные заказчики, побывав на заводе, меняют мнение.

Кроме пряника, для рыбаков приготовлен и кнут: "Те, кто строит за рубежом, должны понять: не факт, что с 2033 года на этих судах можно будет работать в исключительной экономической зоне РФ. Подобные ограничения установлены в США, предложения принять аналогичные нормативные акты есть и у нас", - заявил замглавы Росрыболовства.

Водный транспорт ДФО Дальний Восток