Разрабатывать концепцию поручено Министерству юстиции России совместно с Минэкономразвития. Безусловно, к работе подключатся все заинтересованные ведомства, экспертные организации и структуры гражданского общества. Документ поручено представить в правительство до 1 июня нынешнего года.
"Кодекс об административных нарушениях давно нуждается даже в замене. Потому что так много поправок, как вносится в административный кодекс, не вносится ни в один закон. Это говорит о его несовершенстве", - заявил недавно агентству РИА Новости первый зампред комитета Госдумы по госстроительству и законодательству Михаил Емельянов.
Собственно, эксперты давно говорят о необходимости обновления КоАП. В Госдуме прошлого созыва даже уже обсуждался проект нового КоАП, однако масштабный документ, насчитывавший более полутора тысяч страниц, так и не был принят.
"Действующий КоАП был принят в 2002 году, но с тех пор в нашей жизни произошли значительные изменения, - заметил в беседе с "РГ" адвокат Вячеслав Голенев. - За эти годы возникли новые правовые институты, изменился облик целых отраслей российского права. Например, появились институты государственных закупок, контрактная система, законодательно и организационно оформились институты в сфере государственного контроля. Нередко внедрение новых институтов сопровождалось и введением административной ответственности за нарушение новых правил. Но пришла пора в целом модернизировать институт административной ответственности, привести его в соответствии с современными реалиями. Это должна быть системная работа: сначала необходимо подготовить концепцию, которая задаст общее направление развития, а затем уже готовить сам законопроект".
По его словам, одна из главных проблем КоАП - отсутствие четко закрепленной процедуры рассмотрения дел об административных правонарушениях. Какие права есть у сторон процесса, как принимать и оценивать доказательства, что считать недопустимым доказательством - все эти вопросы должны быть четко прописаны.
Кстати, по данным Верховного суда России, за год суды рассмотрели более семи миллионов дел об административных правонарушениях. Из них около 900 тысяч - дела в отношении нарушителей правил дорожного движения. При этом надо учитывать, что в рамках КоАП не всегда наказание выносит суд, в некоторых случаях привлечь гражданина к ответственности вправе чиновники своей властью. Например, за определенные нарушения правил дорожного движения штрафы накладывают сотрудники ГАИ. Так что в реальности число граждан, привлеченных к административной ответственности, намного выше, чем попало в судебную статистику.
Одной из основных задач разработки нового КоАП, по мнению экспертов, является "обеспечение единства, последовательности и внутренней непротиворечивости регулирования всего комплекса общественных отношений, составляющих правовой институт административной ответственности".