Название, выбранное самим пианистом для своего концерта, неслучайно: для Никиты Тонконогова, сегодня концертирующего в основном в Западной Европе, это выступление стало первым после долгого отсутствия на российских музыкальных площадках. Но в концепции концерта мотив возвращения обрел гораздо более глобальный смысл и по-настоящему философскую глубину. Ведь возвращение - на родину, к истокам и к гармонии - вечная тема, проходящая красной нитью через всю культуру человечества и, конечно, нашедшая широкое отражение в музыкальном искусстве. В музыке каждого из четырех композиторов, чьи произведения прозвучали на концерте, этот мотив заиграл особенными красками.
Две ре-минорные сонаты Доменико Скарлатти (K516 и K517) с их практически классицистической прозрачностью формы и одновременно магнетически-ностальгической аурой, как будто влекущей в далекий, навсегда ушедший мир прошлого, сразу поразили мягкостью туше, богатством динамических нюансов, выразительностью пауз.
Семнадцатая соната Бетховена, вдохновленная шекспировской "Бурей", по контрасту прозвучала более романтически-возвышенно и эмоционально, особенно в знаменитой финальной части, в которой принц Просперо как будто отказывается от данной ему колдовской власти и возвращается к своей истинной человеческой природе.
Фаталистически жутко обрушились первые звуки вариаций Листа на тему Баха "Вздохи, слезы, жалобы, заботы", где трагичная начальная тема эволюционировала в возвышенно-светлый хоральный мотив - символ возвращения к Богу и душевной гармонии.
Целое отделение было посвящено музыке Шопена: прозвучали три мазурки (соч. 50), полные виртуозного блеска польских танцевальных мотивов, и, напротив, три элегически-спокойных ноктюрна (соч. 15). В полных тонких нюансов интерпертациях Тонконогова чувствовалась неумолимая пульсация жизни. Завершилась программа блистательным исполнением ля-бемоль-мажорного полонеза-фантазии, бравурно-веселый финал которого окончил концерт на приподнятой ноте.
Справка "РГ"
Выпускник Московской консерватории, пианист Никита Тонконогов в 2013 году был включен фондом "Русское Исполнительское Искусство" в список "Золотые таланты России". Обладающий, по мнению выдающегося американского пианиста Вана Клиберна, "замечательной индивидуальностью и превосходной техникой", он играл на фестивалях в Байройте, Зальцбурге, Нью-Йорке и других крупнейших музыкальных центрах мира, а в 2018 году стал победителем международного конкурса пианистов имени Зигфрида Вайсхаупта в Баден-Вюртемберге.